"Гадкий утенок": старомодный мюзикл о толерантности ****
Новый мультфильм Гарри Бардина, безусловно, - культурное событие. Рассказывая о нем, сложно обойтись без эпитетов в превосходной степени, но не все так однозначно. Да, "Утенок" отчаянно, бескомпромиссно старомоден, это и впрямь возвращение, казалось бы, почившей старой школы советской мультипликации, как будто и не было никаких 3D, "Шрека", "ВАЛЛ*И" и беспомощных отечественных поделок под диснеевские блокбастеры.
"Гадкий утенок" - настоящее произведение искусства, результат титанического труда бескорыстно преданных своему делу людей, настоящих энтузиастов. Каждый день их шестилетней работы виден на экране. С профессиональной точки зрения мультфильм ставит просто недосягаемую планку качества: достаточно услышать саундтрек, записанный оркестром под управлением Владимира Спивакова, и увидеть, как мастерски Гарри Бардин подогнал хореографию танцевальных номеров под "Лебединое озеро" Чайковского.
Впрочем, при всех достоинствах мультфильма "Утенок" не приводит в чистый детский восторг, его не тянет пересматривать, он не обладает такой же легкостью и непринужденностью, как большинство работ того же Гарри Яковлевича. В чем причина?
Возможно, дело в исходнике Андерсена, его морализаторстве, в этой политизированной истории противостояния Индивидуальности Системе, в прекраснодушной надежде на то, что в каждом гадком нонконформисте прячется прекрасный лебедь, которому только надо найти свою стаю, и он туда вольется. Возможно, в том, что вся борьба создателей мультфильма с ксенофобией, призывы быть толерантными совершенно не закамуфлированы и рассчитаны совсем уж на маленьких зрителей. А взрослым ведь тоже приятно, когда цитируют не только Оруэлла, когда иронизируют, лепят слоями подтексты… "Утенок" же со своей свинцовой серьезностью чересчур прямолинеен.
Возможно, проблема в концепции исполнения. Решение дополнить "Лебединое озеро" словами Юлия Кима выглядит очень спорным. Озвучание главного героя солисткой и концертмейстером группы альтов оркестра под управлением Спивакова Светланой Степченко местами было невыносимо пронзительным и "жалостливым". А из претензий постановочного плана можно выделить однообразие трюков, приемов и гэгов, которые рискуют быстро приесться даже самым нетребовательным маленьким зрителям.
В целом же новый мультфильм Гарри Бардина, в отличие от его предыдущих работ ("Серый волк энд Красная Шапочка", "Летучий корабль"), рассчитан на преданную, ностальгирующую по временам расцвета "Союзмультфильма", но не особенно широкую аудиторию. Картина не ставит своей целью собрать многомиллионную кассу, его создателям важно донести Идею, поэтому "Утенок" вполне попадает в размытую и непопулярную сегодня категорию "артхаус", несмотря на то, что сам Гарри Бардин высказался однозначно против подобного ярлыка.
Денис Шлянцев, InterMedia