"Детям до 16": Как перестать любить и начать жить***
Робкий московский студент Кир, едущий на машине в университет, подбирает голосующего — бойкого дядика средних лет. Тот спешит в бордель и наставляет студента "рвать телок, пока есть силы, драть их всех, б...". Параллельно дядик нежно сюсюкает по телефону со своей женой и ребенком, демонстрируя таким образом противоречивую мораль жизни, которую юным героям еще предстоит познать.
В следующие полтора часа юные герои эту правду добросовестно познают. Робкий Кир фотографирует ягодицы сидящей впереди недоступной Даши. Вечером, вместе с циничным другом Максом, он ведет Дашу и ее страшную подругу Лею в кино. Под воздействием любви Лея перестает быть страшной, Кир — робким, Макс — циничным, а Даша — недоступной. Зрителю демонстрируются сцены красивого секса в кровати и на тахте, в прихожей и на холсте, в душе и на крыше. Вскоре, однако, выясняется, что все герои крупно ошиблись и спят не с теми. Это открытие приводит к новому витку сюжета, а затем к следующему — и в итоге юноши и девушки понимают, что мечтать вообще вредно.
Необходимо отметить, что фильм "Детям до 16…", заявленный как лав стори, таковой не является. Напротив, создатели картины упорно и явно искренне доказывают, что повзрослеть — значит, разучиться любить. Осознавшие это герои фильма, правда, превращаются в типов, которым сочувствовать просто невозможно. Робкий романтик становится усталым эгоистом, воздушная красавица — дурой и курицей, Золушка — циничной шлюхой. Снижается и накал эмоций: если вначале Кир, Макс, Даша и Лея трахаются эмоционально и возвышенно, то в конце, даже изменяя супругам, — буднично и деловито, не желая ломать себе жизнь из-за чувств. Творческий замысел предполагает, что зритель должен видеть в этом явный плюс.
Создатели "Детей...", во всяком случае, этот плюс видят. Как и Министерство культуры РФ, поддержавшее создание картины. Ведь в конце концов все юные москвичи, показанные в ней, выходят в люди. Их успех выражен в мощных образах двух внедорожников, одного спорткара, двух ипотечных квартир и, наконец, продюсера картины Валерия Тодоровского, с которым в эпизоде тусуется повзрослевшая и ставшая циничной шлюхой героиня.
К финальным титрам все экс-студенты начинают до боли походить на бойкого дядика из начальной сцены. Таким образом, заявленная им двойная мораль оказывается тем самым месседжем, который доходит до зрителя. Эта мораль (ранее звучавшая разве что в творчестве Тинто Брасса, но гораздо менее серьезно) звучит так: телок, само собой, драть надо. Но при этом важно помнить о тех, с кем у тебя совместная ипотека и автокредиты.
Виктор Мараховский, InterMedia