Артемий Троицкий: "Когда я слышу о политике, вижу политику, чувствую ее гнилой запах, мне становится неприятно"
"Я могу точно сказать, что лично меня эта проблема в бытовом смысле никак не касается, потому что живу я в Москве на Воробьевых Горах, а дача у меня находится под Звенигородом. Химкинский лес мне мало знаком, я вижу его только из окна автомобиля, когда время от времени объезжаю большие пробки в "Шереметьево" по дороге, которая как раз петляет в районе Химкинского леса. Проезжая этой дорогой, я ловил себя на мысли о том, какой красивый лесок, как близко от Москвы, и как здорово, что его еще не вырубили. Что касается прочих вариантов ответа, то я думаю, что присоединился к защитникам леса просто из-за того, что начальный импульс был дан двумя людьми, и оба этих человека мне очень симпатичны — это Юра Шевчук и Женя Чирикова. Когда я узнал, что они замышляют что-то совместное и хотят принять меня в свою команду, я сказал: "Давайте, ребята, с большим удовольствием".
(О ПЕРСПЕКТИВЕ ПОЙТИ В ПОЛИТИКУ)
"Я занимаюсь тем, что реально доставляет мне удовольствие. Когда я слышу о политике, вижу политику, чувствую ее гнилой запах, мне становится неприятно, поэтому я никогда не стану политиком".
(О ПЕРСПЕКТИВАХ ОБЪЕДИНЕНИЯ РОК-МУЗЫКАНТОВ)
"Я считаю, что никого объединять не надо. Рок-музыка давно перестала быть символом чего-то, рок-музыка сейчас - это просто музыкальный жанр и часть шоу-бизнеса. Точка. В этом смысле 80-е годы не вернутся уже никогда. Поэтому если объединять музыкантов, то делать это надо не по стилистическому принципу, а по принципу того, в каком месте и с какой частотой бьется их сердце. Люди, которые сейчас действительно больше всего озабочены баблом, карьерой или не озабочены вообще ничем, кроме пьянства и секса, пусть идут своим путем, это их выбор. Что касается неравнодушных, артистов, у которых есть какой-то такой социально-экологический, политически мотивированный драйв, чьи глаза не погасли, этих артистов не надо объединять, они сами будут объединяться и никак не по стилистическому признаку. Это могут быть рэперы или рокеры. Или барды. Совершенно не важно, какую музыку они исполняют — бардовские песни или электроклэш. Важно то, каким местом они думают, что они чувствуют".
(О РЭПЕ)
"Я думаю, что из всех музыкальных жанров в современной России хип-хоп на данный момент является наиболее протестным. То есть он более протестный, чем, скажем, рок-музыка. Как мне представляется, всякие декоративные, такие придурочные рэперы, типа Тимати, сейчас находятся в меньшинстве, они со своими песенками про телок, тачки и тому подобные приспособления имеют очень малый авторитет. Гораздо авторитетнее сейчас такие рэперы, как Нойз MC и Дино MC47, или "Каста", или Ноггано, которые рэпуют о чем-то серьезном".
(О СВОЙСТВАХ МУЗЫКИ)
"Музыке, как никакому другому виду искусства, поддается именно эта объединяющая стихия. Это было замечено давно и используется уже многие века. Достаточно сказать, что все национальные гимны — это музыкальные произведения, равно как и все военные марши. В музыке есть нечто такое, что способно объединить людей более эффективно, чем это делают, скажем, ораторские речи или какие бы то ни было визуальные изображения. Разумеется, у музыки имеется и масса других функций, которые не имеют никакого отношения к митингам, демонстрациям, более того, никакого отношения к выражению своей гражданской или политической позиции. Абсолютизировать те или иные свойства и назначения музыки не имеет никакого смысла. Каждый достает из музыки то, что ему больше всего нужно".
(О БОНО И ШЕВЧУКЕ)
"Начну с того, что деятельность Боно имеет очень серьезный эффект и в мире, и в России. Боно на сегодняшний момент является не то что одним из, а просто-напросто самым влиятельным общественным деятелем среди людей, не являющихся профессиональными политиками. Он занимается этой общественной деятельностью давно, активно, очень успешно, и я бы даже сказал, очень профессионально. Меня совершенно не удивит, если после завершения музыкальной карьеры Боно будет предложен какой-то очень серьезный пост, вплоть до председателя ООН. Думаю, что это не фантазии, а абсолютно реальная перспектива. Свел Боно и Шевчука действительно я, и произошло это накануне концерта U2 в Москве. Мы договаривались об этой встрече с U2. Прогнозировал ли я, что все произойдет именно таким образом? Честно говоря, прогнозировал. То есть я думал о том, что, может быть, Боно пригласит Шевчука на сцену. Я не думал, что он предложит ему спеть вместе. И уж тем более я не знал и не ведал о том, что это будет песня "Knocking On Heaven's Door" Боба Дилана. Но изначально моя идея была именно познакомить их. Я сказал об этом Шевчуку еще за месяц до концерта и списался с U2, рассказал им о том, какие у нас тут происходят дела. Вся режиссерская сторона этой встречи и контентная ее часть — это уже была работа Боно, то есть тут все заслуги его".
(О ПЕРСПЕКТИВАХ РОК-МУЗЫКИ)
"Я не думаю, что рок-музыка в нашей стране когда-нибудь сможет достичь тех же творческих высот и той эффективности влияния, которые она имела в 1980-е годы. Тем не менее, ситуация вовсе не безнадежная, я уверен в том, что наши музыканты, не только рокеры, я повторяю, но и рэперы, и очень надеюсь, что к ним присоединятся какие-то исполнители из области шансона, ну и вряд ли попсы, смогут повлиять на умонастроения в обществе и тонус молодых людей в России. Конечно, не таким фундаментальным образом, как это было в 80-е годы, но, тем не менее, достаточно существенно".
(ОБ ОППОЗИЦИИ)
"Лично знаком со многими деятелями нашей патентованной оппозиции, и, как я говорил уже много раз, никто из них не представляется мне мало-мальски убедительным лидером. Если бы на месте Лимонова, Немцова, Пономарева, я уже не говорю о Касьянове и Новодворской, стояли какие-то мощные харизматики, реальные лидеры, настоящие наши русские "че гевары" или "лехи валенсы", я был бы с ними и голосовал бы за них обеими руками, и встал бы рядом с ними на баррикады. К сожалению, таких людей я в упор не вижу. Думаю, что мои чувства разделяют и многие другие музыканты. Кстати говоря, если говорить о восьмидесятниках, то единственный, пожалуй, парень, который вполне вписывается в стратегию "Марша несогласных" и "31", это Миша Борзыкин. Я знаю позицию Шевчука по этому поводу, и на самом деле, это не позиция безоговорочной поддержки. Скорее, это позиция человека, который в принципе разделяет такие взгляды и хочет что-то сделать, но тоже не видит себе достойной компании".
(ЗНАЕТ ЛИ ПУТИН ШЕВЧУКА)
"Пока Путин не заявил во всеуслышание, что первый раз слышит о втором процессе Ходорковского, я еще мог допустить, что Путин не знает, кто такой Шевчук. Сейчас для меня совершенно очевидно, что и в первом, и во втором случае он банально врал. Зачем он врет, зачем он сам себя подставляет, говоря какие-то сомнительные речи, в которых не трудно распознать обман невооруженным взглядом, без всякого детектора лжи, я не знаю. Может быть, это его какие-то старые чекистские синдромы, может быть, это советы плохих пиарщиков, может быть, это просто растерянность".
(О НОВОЙ ВОЛНЕ НАШЕЙ МУЗЫКИ)
"Я думаю, что эта новая волна формируется, она не вполне однородна, но, во всяком случае, если два-три года тому назад ни о каких-то таких новых движениях в нашей рок-музыке вообще не могло идти речи, то сейчас, я думаю, они есть. С одной стороны, это очень интересные и, как правило, англоязычные группы, в качестве таковых я мог бы назвать "Краснознаменную дивизию имени моей бабушки", Moremoney, Нину Карлссон, "Почтальонов Нобеля" и еще целый ряд групп, которые играют качественную и актуальную в мировом контексте рок- и поп-музыку. С другой стороны, это группы, которые продолжают, хотя и в совершенно другой музыкальной идеологии, традиции нашего рока 80-х годов, то есть рока социального и политически мотивированного. Это, прежде всего, "Барто" из Москвы и Padla Bear Outfit из Питера".
(О СВОИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЯХ)
"Дело в том, что в свои 55 лет, а на самом деле еще значительно раньше, я просто понял, что то, что имеет реальный смысл, реальную ценность, это не стилистическая принадлежность музыкантов, а их талант и энергетика. И в этом смысле сейчас мне абсолютно все равно, в каком стиле выступают мои любимые артисты — рок это или рэп, электронная музыка или клубная. Таланты есть во всех этих сферах. И никакой сектантской принадлежности к рок-музыке у меня нет. Тем более, что в современной рок-музыке - и иностранной, и русской - имеется огромное количество громких имен и даже целых направлений, которые мне не то, чтобы неинтересны, а, в общем-то, даже и противны".
(ПОЧЕМУ НАШИ ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ НЕ ДЕЛАЮТ ОТКРЫТЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ ПРОТИВ ВЛАСТИ)
"Я отвечу коротко и тезисно. Причина номер один состоит в том, что наши деятели культуры, во всяком случае, многие из них и самые известные, экономически очень сильно зависят от государства. Такие области культуры и искусства, как кино и театр, практически невозможны без государственных субсидий. В значительной степени это касается и музыки. Поэтому характерно, что самые смелые ребята - это или некоммерческие музыканты, или писатели, которые действительно от государства никак не зависят, потому что написание литературных произведений не требует никаких субсидий и инвестиций, или это люди, занимающиеся визуальными искусствами, такими, как живопись, видеоарт, инсталляции и так далее. Они не зависят от государства, и поэтому могут себе позволить все, что угодно. Собственно говоря, они очень часто себе это и позволяют. Что касается всех прочих, они просто боятся, они повязаны с государством по рукам и ногам. Кому-то надо ремонтировать театр, кому-то надо снимать дорогостоящий фильм, кому-то надо ставить дорогостоящий балет и так далее, и тому подобное. Я считаю, что это недостаточное оправдание для того, чтобы молчать в тряпочку. И, в общем-то, я отношусь к этим людям со смешанными чувствами: это отчасти какое-то сочувственное понимание, но отчасти это и презрение, и осуждение. Я не думаю, что ради удовлетворения своих дорогостоящих творческих амбиций надо жертвовать своим гражданским эго.
Но у их молчания есть и другие причины. В том числе, я считаю, важнейшая причина, это вообще самая грустная вещь в нашей стране - при всем том, что нам категорически не нравится теперешняя власть, мы не видим убедительных реальных живых альтернатив. Я уверен, что если бы в России появился мощный альтернативный лидер, то очень многие из деятелей культуры и искусства осмелели бы. То есть отсутствие альтернативы подстегивает вот эту робость и покорное молчание".
(О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В СТРАНЕ)
"В стране все идет не как надо, это то, что я могу сказать со стопроцентной уверенностью. Абсолютно все неправильно. Надо быть полным идиотом, лоботомированным рабом, чтобы не видеть того, что реально происходит в стране. Рецепт номер один, он же номер два и три — не надо бояться. Нельзя быть трусом. Если вы будете трусами, то вы проживете никчемную жизнь в никчемной стране. В таком случае нечего роптать на то, что все плохо, скучно, мелкотравчато и лживо. Это просто означает, что вы это заслужили. Если вы не хотите заслужить это пожизненное "чмошество", то будьте смелыми, не молчите и участвуйте во всех тех акциях, которые соответствуют вашему представлению о том, что такое хорошо и что такое плохо, и которые созвучны вашей совести".
(Lenta.ru, 09.09.10)