Саундтрек "Игла. Ремикс" ***
Читатели журнала "Советский экран" признали Виктора Цоя, сыгравшего в кино единственную главную роль — в "Игле" Рашида Нугманова, - лучшим актером 1989 года. Читатели этого журнала — они такие: у них и Боярский в лучших актерах ходил, и даже Харатьян. Победитель-то определялся голосованием. "Игла" в том же году стала лидером кинопроката, и это вполне объяснимо: в главной роли недавний подпольный кумир, а ныне признанная рок-звезда, сюжет, наполненный почти неведомыми ранее реалиями — карате, наркомания и т.д. Сценарий при этом вполне условен и не очень логичен, а по манере съемки "Игла" похожа на дипломную работу прилежного студента института кинематографии — каждый кадр будто бы наполнен смыслами, которые не в силах понять зрители и объяснить сам режиссер. От героического Цоя, который был противником перевоплощения и играл в известной степени самого себя, в фильме (как и на сцене) глаз оторвать действительно сложно — но чтобы получить удовольствие от всей картины, нужно, что называется, себя заставлять. Собственно, кино может называться таковым, когда проходит испытание временем. "АССА" Сергея Соловьева, тоже выше крыши набитая перестроечной контркультурной шелухой, - при этом кино, которое смотрится и через 20 лет. Что касается "Иглы", то одного давнего просмотра мне вполне хватило. Повторять не хочется.
Рашид Нугманов жил в Европе, занимался политикой в родном Казахстане, а к 20-летию гибели Виктора Цоя сделал ремикс "Иглы". Возможно, он держал в уме и ремикс своего единственного большого успеха. По изложенным в первом абзаце причинам я не пойду смотреть "Иглу. Ремикс" в кинотеатр, и почему-то мне кажется, что и просмотр по ТВ или на DVD вряд ли сильно меня увлечет. При этом нужно отдать должное продакшну и рекламной кампании картины: в ход идет даже цоевская цитата "и вот мы пришли сказать вам о том, что дальше". Саундтрек тоже издан на уровне. Жаль, что во входящем в издание DVD нет самого фильма — но спасибо за клип Вячеслава Бутусова и лекцию Петра Мамонова о выходе из запоя. Буклет с фотографиями постаревших героев и участвовавших музыкантов тоже заслуживает добрых слов.
Что же касается самого диска с саундтреком, то его составители страшно хотели не получить из него архивный сборник группы "Кино", поэтому постоянно разбавляют Виктора другими "музыками" - но все равно вынуждены возвращаться к Цою. На одну доску с "Кино" здесь ставятся реплики из фильма, инструментальные темы Юрия Каспаряна и Игоря Вдовина и работы Олега Гитаркина с характерными названиями "Шапито-буги", "Шагающий мертвец", "Ретрокаин", "Твист неформалов" и т.д. Это очень рискованный шаг по отношению к памяти Виктора Цоя, однако… если вспомнить атмосферу первой "Иглы" и многоликий смысл термина "ремикс", то почему бы и нет? При этом, разумеется, ничто на диске не цепляет так, как треки "Звезда по имени Солнце", "Дальше действовать будем мы", "Бошетунмай" и "Группа крови". За 20 лет эти песни ничуть не одряхлели — и не только потому, что здесь они представлены в обработках Игоря Вдовина. Авторство указанных произведений в трек-листе обозначено как "Кино". И.Вдовин". Нужно сказать, что последний сумел справиться с ответственностью, накладываемой на него подобной формулировкой, и очень бережно подошел к "ремиксам" классики. Его вмешательство в песни столь деликатно, что почти не слышно. При всем уважении к Вдовину — и слава богу.
Алексей Мажаев, InterMedia