Александр "Чача" Иванов: "Лидер ли я или просто чувак, который скачет на авансцене — для меня не принципиально"
"Я не против театрализации, особенно когда она вводится в качестве элемента какого-то сценического рассказа. Просто сам я принадлежу немного к другой школе, которая учила меня, что на сцене нужно быть таким, каков ты есть на самом деле. Уж не знаю, насколько мне это удается и получается, но я не делаю нарочито большой разницы между тем, как я выгляжу на сцене и вне ее. Конечно, я за артизацию. Но панк-рок такой жанр, который предполагает некую естественность. Откуда вообще возникает это требование быть таким, как в жизни? Это требование скорее к самой жизни. И если ты появляешься на сцене в каком-то невообразимом виде, значит, попробуй походить так и в обычной жизни, раз ты такой крутой! Хотя я — сторонник любой артизации, которая уводит куда-то от тривиального бренчания на балалайке на завалинке".
(О КРИЗИСЕ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА)
"Могу сказать, что в данный момент я совершенно не испытываю никакого кризиса среднего возраста. Я благополучно успел его пережить в тридцать с чем-то лет. Внутренне я сейчас ощущаю себя очень молодым человеком. Песня "2030" все-таки немного о другом. В ней была поставлена попытка провести некий эксперимент над временем и над собой во времени. Дело в том, что в детстве я очень увлекался фантастическим фильмом "1999". Тогда я пытался себе представить, что будет со мной в этом году, и предполагал, что моя сущность к этому времени полностью изменится, что это уже фактически буду не я, а некое непонятное существо среди других космических мутантов. Сейчас мне так же интересно понять, что будет со мной через 20 лет (если еще будет, конечно)".
(ОБ АЛЬБОМЕ "LIVE SLOW. DIE OLD")
"Я сознательно поставил перед собой задачу сделать пластинку, в которой четко прослеживается единая идея. В "Наиве" у меня это уже не получалось. Когда я собрал альбом группы "РадиоЧача" "Live Slow. Die Old", то понес его к специалисту, с которым мы начали выстраивать драматургию, насыщать пластинку радиошумами и т.п. Конечно, это сознательная отсылка к диску "Аквариума" "Радио Африка", который я вообще считал в свое время альбомом десятилетия. Бориса Гребенщикова исключительно уважаю. Для меня важна была апелляция к нему, как к человеку, который сидит в своей "башне из слоновой кости" и взирает на нас снисходительно, но с любовью. Подобные константы все мы, к сожалению, постепенно утрачиваем. Люди перестали мыслить альбомами, музыка постепенно уходит в интернет, все мельчает. Сейчас самое главное не просто написать хорошую песню, а снять на нее шокирующий, смешной или стебный клип… Лучше всего, чтобы это был такой клип, который можно смотреть вообще без звука. Тогда люди, может быть, тобой заинтересуется, и кто-то купит твою пластинку в качестве мерчендайза".
(УЙДУТ ЛИ АЛЬБОМЫ В ПРОШЛОЕ)
"Думаю, что нет, просто альбомы займут какую-то особую нишу. Есть же, например, некий стандарт образования, который является неизменным со времен Древней Греции. Сегодня какие-то вузы могут этот стандарт блюсти плохо, но они все равно вынуждены с ними считаться. Альбомы тоже должны остаться как некие эталоны бытования музыки. В этом смысле я, конечно, принадлежу к олдскулу. Я принципиально не завожу блоги в интернете, потому что для меня это является растрачиванием впустую тех эмоций, которые я могу воплотить в своих песнях и альбомах. Сейчас вот сделали пластинку "Live Slow. Die Old", я ее воспринимаю как дневник, фиксирующий важную часть моей жизни, связанной с сотрудничеством с талантливым поэтом Иваном Алексеевым. Не блог, а именно Дневник…"
(О ПРИЧИНАХ РАСПАДА "НАИВА")
"У нас было коллективное творчество, и каждый участник группы принимал активное участие в процессе создания песен. В какой-то момент наши устремления разошлись, поэтому было объявлено о творческом отпуске. Заметьте, не о распаде, а именно об отпуске! Теоретически я бы мог плести интриги, увольнять музыкантов, менять состав, но я принципиально не стал этого делать. Сейчас мне интересно играть панк-рок в рамках "РадиоЧачи". Но если мы с коллегами по "Наиву" решим, например, играть регги, метал или классику, то возможно воссоединение. Такой вероятности я абсолютно не исключаю".
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО ДИМА СНЕЙК
БЫЛ ФАКТИЧЕСКИМ ЛИДЕРОМ "НАИВА")
"Нужно посмотреть, в каком контексте это было сказано. Дима Снейк — действительно очень сильный технический директор и организатор. Начиная с альбома "Оптом и в розницу", мы с ним в равной степени участвовали в жизни группы. Каждый из нас решал как организационные, так и творческие вопросы. В какой-то момент меня начало тяготить подобное совмещение полномочий. Если я сосредотачивался на творчестве, то не мог полноценно заниматься бухгалтерией и наоборот. Считался ли я при этом лидером или просто чуваком, который скачет на авансцене — для меня не принципиально. Я анархист, мне необязательно быть главным!"
(О ПРАВОСЛАВИИ В ШОУ-БИЗНЕСЕ)
"Иисус Христос и апостолы не были деятелями шоу-бизнеса. Мы же, артисты, живем немного по другим законами. Шоу-бизнес не очень сочетается с христианской религией. Назову две причины. Прежде всего, музыканты переманивают у Церкви "паству", поэтому священники, ожидаемым образом возмущаются, что люди, не имеющие 1.000-летнего бэкграунда, становятся им конкурентами. Вторая причина — фундаментальная: музыкант, все-таки в основе своей - лицедей, а это плохо вяжется с христианской моралью. Поэтому я считаю, что если человек ощущает в себе крепкую веру, то он должен отходить от всей этой суеты и жить отшельником. Так, например, делает Петр Мамонов. Я же, например, так не могу, во мне слишком много энергии, я горю огнем. Хочется надеяться, что не адским (смеется)".
(О КОНСТАНТИНЕ КИНЧЕВЕ)
"С Костей у нас вообще получилась любопытная история. И он, и я считаем себя православными христианами, но наши взгляды привели нас к диаметрально противоположным политическим позициям. Он — государственник и державник, я же ратую за гражданские свободы. Конечно, в чем-то я могу не соглашается с Костей. Но уважаю его за то, что он начал проповедовать свой так называемый "православный фашизм" (Чача жестами демонстративно закавычивает определение. — Прим. ред.) еще тогда, когда это было абсолютно непопулярным. В искренности Кинчева сомневаться не приходится, ведь публично объявив себя православным, он поначалу потерял массу поклонников. Выражаясь современным языком, можно сказать, что он "опередил тренд".
(ПОЧЕМУ МУЗЫКАНТЫ НАЧАЛИ ДЕКЛАРИРОВАТЬ ГРАЖДАНСКУЮ ПОЗИЦИЮ)
"Борис Ельцин дал нам всем действительно много свободы. Понятно, что во многом это было призрачным, и больше свободы имел, в конечном итоге тот, кто имел много денег. С приходом Путина начали понемногу разгребать весь этот бардак, наводить порядок, и я поддерживал эти начинания. Но сейчас возникает ощущение, что власть воспроизводит саму себя и затягивает гайки чересчур туго. Музыканты, как и все творческие люди, чувствуя это на ментальном уровне, выражают свой протест. Некоторые склонны считать это модным трендом панк-музыки, но я не согласен. Ведь проблемы действительно назрели серьезные. О чем тут вообще можно рассуждать, когда в народе реально растет недовольство режимом, люди намерены создавать подразделения, которые будут бороться с произволом милиции. Недаром же власть на это отвечает реформированием милиции в полицию, но, опять же, не послужит ли это новому закручиванию гаек. Ведь одно дело — закон, а другое — правовая практика. По закону ты можешь получить разрешение на организацию митинга, а на деле — попробуй, добейся чего-то. Для себя я решил, что коли я имею какой-то рупор, то должен заявлять во всеуслышание о гражданских свободах".
(О ПЕРСПЕКТИВАХ САМОМУ УЧАСТВОВАТЬ В МИТИНГАХ)
"Для себя пока я решил так: буду принимать участие в публичных акциях протеста лишь тогда, когда мне не останется иного выбора. Что касается митинга в защиту Химкинского леса, то там же не было даже никакой аппаратуры. А выйти просто поорать я не привык. Зачем выглядеть жалко, чтобы потом давать дополнительные козыри противникам и недоброжелателям? У нас и так оппозиция выставлена в виде какого-то посмешища. Отчасти это связано с тем, что активных людей, пассионариев, у нас всегда активно либо активно уничтожали, либо же выгоняли за пределы страны".
(Km.Ru, 24.09.10)