Армен Джигарханян: "Когда ты целуешь попку своего ребенка, постигаешь истину"

(ОБ АКТЕРСТВЕ)
"Актерство - в общем, страшноватая вещь. Мы, актеры, чем занимаемся? Придумываем несуществующий мир и окружающих вовлекаем в этот обман. Как-то в Ереване я снимался в картине. На роль мальчика пригласили мальчишку из детского дома. Режиссер долго ему объяснял: вот эта актриса - она как будто твоя мама, ты ее так и будешь называть: "мама", а этот актер - как будто твой папа. Съемки шли несколько месяцев, после чего съемочная группа распалась, а мальчика вернули в детский дом. Но ребенок-то за это время действительно поверил, что эти мужчина и женщина - его папа и мама! Знаешь, как гениально Ницше сказал. Гениально! Он сказал: "Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины". Страшная фраза! Очень страшная. А тот мальчик… Я видел его потом, через несколько лет, уже повзрослевшим. Не знаю, отравили теми съемками его душу или не успели отравить. Может, он смог приспособиться к этому миру…"
(О ШЕКСПИРЕ)
"Возможно, признание мое будет выглядеть смешно, но тем не менее… Я очень люблю Шекспира. Мы сейчас взяли "Ромео и Джульетту", будем ставить ее в нашем театре. Слушайте! Какая же это великая пьеса! И какой же Вильям Иванович был циничный! Чему ты удивляешься? Конечно, циничный! Потому что любая правда цинична. Я всегда думал, что знаю "Ромео и Джульетту" хорошо. А оказалось, что я ничего не знаю. Мы же никогда не задумываемся, почему Ромео и Джульетта погибают, да еще так бездарно, почему Шекспир не спас их. Ведь чтобы всю правду до конца узнать, надо очень глубоко влезть в эту историю, в эту болезнь. Про это - про умение услышать все стороны в конфликте - Чехов гениально сказал: самое трудное, когда все правы. Представляете, сколько сразу флюсов вылезет, когда ты постараешься услышать и понять ВСЕХ!"
(О ЛЮБВИ)
"Вот ты меня спрашиваешь, что такое любовь… Как кто-то остроумно сказал: нельзя раскладывать радугу на составные части - пропадет волшебство! Так и с любовью - я не знаю, что это такое: болезнь ли, счастье ли. Почему сегодня или вчера они жить друг без друга не могли, а назавтра стали врагами? Нам природа так предложила: есть самец и есть самка. Их влечение друг к другу - одна из самых невероятных историй, которые придумал этот бородатый дед, сидящий там, наверху. И никто до сих пор не может в этом разобраться. Знаешь, какое высшее выражение любви? Когда ты целуешь попку своего ребенка! И в этом - истина!"
(О ПРАВДЕ)
"Я только сейчас начал понимать одно из высказываний Сократа: как много вещей на свете, которые мне не нужны. Это гениальная фраза! Я сейчас намного старше Сократа, но я бы никогда не додумался до этого. Когда в Театре им. Маяковского репетировал Сократа, я тогда очень боялся, что эта роль у меня не получится. Как это сыграть?! Ходит по сцене какой-то человек, вещает умные мысли… И тогда мне один мудрый человек посоветовал: сыграй так, чтобы мы, сидящие в зале, видели: он, тот, который на сцене, так действительно живет, а не произносит заученные тексты. Сократ на самом деле жил так, как говорил. Это самое трудное! Ведь мы же зачастую только произносим правильные тексты, а живем совсем другой жизнью, про которую окружающие ничего не знают".
(О ВОЗРАСТЕ)
"Никогда не рискну признаться, что я уже не тот мужчина, которым был 20, 30 лет назад... Я не кокетничаю! Не делайте такое лицо! Я же говорю про вещи, которые мне боль причиняют. Я не позволяю себе кокетничать - мне уже 75 лет! И я уже имею право не нравиться кому-то. И так жить. Не делать какие-то выходки, чтобы нарочно вызвать отвращение, - нет, просто не хочу кому-то нравиться. Этот закон и в профессии работает. Если я хочу играть так, чтобы зацепить зрителя, я должен меньше всего хотеть ему понравиться. Я должен заставить зрителя поверить в то, что говорит мой персонаж. Я так должен сказать: "Эта вишня плохая! Не ешь ее!", чтобы каждый поверил: и правда плохая!"
(ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ)
"Как-то в Армению приехал Уильям Сароян - знаменитый американский писатель армянского происхождения. Была премьера его спектакля "Мое сердце в горах". И группа молодых армянских актеров и режиссеров захотела с ним побеседовать. Это была одна из самых счастливых встреч в моей жизни. Тогда Сароян сказал фразу, которую я до сих пор не освоил до конца: "Когда ты будешь окончательно одинок, тогда ты станешь самым счастливым человеком в мире". Страшная фраза, ребята! Хотя сейчас, в свои 75 лет, я чуть-чуть к нему подхожу. Да, мне приятно сидеть с тобой, беседовать… Но в глубине души четко осознаю: на самом деле я мечтаю о том, чтобы беседа поскорее закончилась и я пойду посижу, потом прилягу… Буду один. Одинок!"
(О СМЕРТИ)
"А самая страшная фраза в мире, знаешь, какая? "Я так хочу умереть!" Ни один человек, который хочет умереть, эту фразу не скажет. Потому что нет такого человека, который действительно хотел бы умереть".
("Аргументы и факты", 30.09.10)

Последние новости