Юозас Будрайтис: "Думаете, мне "мерседесы" нужны в старости? Мне надо лишь немного гречки, риса, пшенки и ржи"
"А какая у меня власть? Никакой. Я сам по себе. Сижу здесь, навожу мосты между культурами двух стран. Хорошего кино сейчас не так много. Меня не заваливают предложениями. Так что лучше я буду делать что-то полезное".
(О ПОЛИТИКЕ)
"Я не буду вдаваться в политические вопросы. Их мы оставим политикам. Я занимаюсь культурой и, честно говоря, зависим от политиков".
(ПОЧЕМУ ИМЕННО ЕГО ПРИГЛАШАЛИ СНИМАТЬСЯ НА ЗАПАДЕ)
"Не знаю. Меня приглашали даже тогда, когда артисты были невыездными. Антониони, скажем, приглашал, но тогда меня не отпустили. Чиновники от кино считали, что не надо этого делать, не надо у него сниматься. Находились какие-то причины, чтобы не выпустить. Однажды меня тайно снимали в Швейцарии. Потом эти же ребята стали уговаривать меня подписать контракт на пять лет, с таким прицелом, чтобы я остался на Западе. Делать это надо было в Германии, в натовской стране, Швейцария-то — нейтральная. Но я не согласился, потому что не мог бросить семью, свой город".
(ПОЧЕМУ НЕ ПОЛУЧИЛ ЗВАНИЕ НАРОДНОГО АРТИСТА СССР)
"Там же была очередность на "народных", да и возраст должен был подойти. А может, повлияло то, что я не был партийным. Беспартийного делать "народным СССР" как-то не очень хорошо. Идеологически неправильно. Тогда что ж говорить партийным артистам? Но вообще, какая разница, какое звание? Я на это не обращаю внимания".
(ПОЧЕМУ ЕГО ПЕРЕОЗВУЧИВАЛИ В КИНО)
"Была установка. Чиновники из Госкино говорили: "Почему он говорит с акцентом? Он что, не советский человек, что ли?" Так что в советские времена меня частенько переозвучивали. Сейчас я сам за себя говорю".
(КТО ЛУЧШЕ ВСЕГО ЕГО ОЗВУЧИВАЛ)
"Очень хорошо это делал Родион Нахапетов. А идеально — Альберт Филозов. У него просто абсолютный слух. Он мог с легкостью воспроизвести мой голос. Иногда я не мог уловить, я это говорю или он. Альберту, видимо, через какое-то время надоело меня озвучивать, потому что все звукорежиссеры к нему обращались".
(КАКОЙ ПАРФЮМ ПРЕДПОЧИТАЕТ)
"Никакой. Я в этом не разбираюсь. Слышал, что Ferre все хвалят почему-то. Ну, сын и подарил мне этот парфюм. Хороший запах. А тут один раз покрапался какими-то духами, так жена замечание сделала: "Что это ты женским парфюмом пользуешься?" Ну, я ж не разбираюсь".
(СЛЕДИТ ЛИ ЗА МОДОЙ)
"Нет, я только слежу, чтобы все у меня было органично. Люблю свободную одежду, чтобы все висело, нигде не жало, не тянуло. А модно это или нет, меня мало волнует. А для служебных, протокольных дел у меня есть шесть или семь костюмов. Хотя я люблю один и тот же подолгу носить. Привычка. Был у меня такой темно-синий в серенькую полосочку. Я его затаскал до неприличия. И кончилось тем, что в Нижнем Новгороде зацепился карманом за поручень и порвал его. Только тогда поменял старый любимый костюм на новый".
(О ЧУВСТВЕ СТИЛЯ)
"Любой человек, имеющий врожденное чувство красоты — стильный человек. И не важно, из Прибалтики он, из России или Франции. Врожденное ощущение красоты, кстати, еще у японцев есть. Однажды в Японии я наблюдал такую картину. Человек косил траву на канале вдоль забора императорского дворца. И вдруг он увидел цветочек. Он не скосил его, взял ножницы и аккуратно вокруг цветка постриг траву. Чтобы так поступить, надо быть воспитанным, культурным, чувствительным, наконец, человеком. А в другой раз я наблюдал картину, как в Москве асфальт укладывали. Я говорю рабочим: "Ну, ребята, вы же видите, что здесь будет вода стоять, как в корыте. Надо делать наоборот, чтобы вода скатывалась". А они мне: "Да ну!"
(О РАВНОДУШИИ)
"Мы не можем быть равнодушными. Если будем такими, погибнем. Доброты меньше, чем зла. Она слабее и требует защиты".
(О СВОЕЙ ВНЕШНОСТИ)
"Это не моя заслуга, это заслуга природы. То, что мне дал Бог, то и имею. Я только надеваю один из семи костюмов, и всЈ…"
(О ЖЕНЕ)
"Супруга Вита к театру и кино не имеет никакого отношения. Она ученый, занимается фундаментальной наукой. Доктор химических наук. Сын Мартин закончил актерский факультет, но не стал актером. Он со своим другом-режиссером вложил деньги в создание театра. Теперь у них есть частный театр Оскара Коршуноваса в Вильнюсе. Мартин там директор. Театр известный, свои спектакли они возят по всему миру. У сына есть сын Николас. Он оканчивает школу, собирается в Лондон дизайн изучать".
(О ВНУКЕ)
"Сейчас время другое, возможности другие. Границы открыты, можешь ездить, куда захочешь. Хочешь учиться или работать в Евросоюзе — только купи билет. Ему еще 18 нет, а он уже много где был. В Японии жил и учил японский. Туда тоже виза не нужна. Я в его возрасте даже не мечтал об этом.
Когда Литва вступила в Евросоюз, слов нет, насколько стало интересней, разнообразней и легче. Другой вопрос, что в Россию съездить сложно. У Николаса нет друзей в России. А как он их приобретет, если он не ездит сюда? Поэтому внук не знает русского языка. Я сожалею об этом".
(О ДОЧЕРИ)
"Она окончила университет в Лондоне, работает по профилю психологом там же, в университете. Кроме того, Жюстина увлекается дизайном женских украшений. Она открыла в себе этот талант не так давно. Сначала для себя соорудила что-то красивое, а потом другие женщины увидели, бутики в Лондоне заинтересовались. Так и начала свое дело. В Англии ее изделия нарасхват, скоро персональная выставка. Жена собирается поехать, может, и я выберусь".
(ОБ УВЛЕЧЕНИЯХ)
"Я многим увлекался, не только фотографией. Даже иногда злюсь на себя, что я такой увлекающийся человек. К чему-то одному надо стремиться, углубляться. А когда туда-сюда — и это интересно, и то, — чувствую себя многостаночником. Не могу остановиться. Мне интересны литература, живопись, графика и кое-что еще. Вот садовником я мог бы быть. Меня увлекают композиция сада, эстетика, планирование и перспектива пространства".
(О ФИНАНСОВОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ)
"Я и сейчас обеспеченный. Меня не надо обеспечивать. Думаете, мне "мерседесы" нужны в старости? Мне надо лишь немного гречки, риса, пшенки и ржи. Ну, может, кусочек индейки раз в неделю. А крупа и мясо в Литве дешевые".
(О РОДИТЕЛЯХ)
"Моя мама была из очень богатой семьи. У них много всего было. А в 1940-м советская власть, пришедшая в Литву, расстреляла ее отца, моего деда. Когда начали возвращать бывшим владельцам земли, мама не взяла ничего. Наследники ее сестры получили эти земли. А мы даже не стремились".
(О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ)
"Когда в советское время была мелиорация, абсолютно все наши дома снесли. Советская власть натворила много чего".
("Собеседник", 05.10.10)