Леонард Коэн устроил в Москве поэтический вечер
Леонард Коэн выступил в Государственном Кремлевском дворце 7 октября. Канадский певец, недавно справивший 76-й день рождения, впервые включил Россию в маршрут своего тура. Казалось бы, его нельзя назвать очень известным и тем более популярным в нашей стране, тем не менее в кремлевском зале был почти аншлаг. Правда, значительную часть зрительского контингента составили иностранцы, которые оказались даже в рядах журналистов. Перед началом концерта публику встречала сцена, оформленная в духе выступлений советских ВИА в 70-е — несколько рядов белых занавесок, обрамляющих небольшое пространство для музыкантов. Но после третьего звонка атмосфера кардинально поменялась на камерно-ресторанную, а белый цвет понадобился для того, чтобы лучше передавать игру и задумки режиссера по свету. Другую часть антуража составили экраны по бокам сцены. Для трансляции использовались видеокамеры, дающие не только изображение певца, но и крупные планы музыкантов — гитариста, саксофониста, клавишника. Более того, они давали картинку даже в темноте. Все музыканты по примеру героя вечера были в шляпах. И даже не только они, но и технические работники, выносившие и уносившие гитары, контрабас, стулья. По традиции выступление Леонарда Коэна началось с хита "Dance Me To The End Of Love", как будто он сразу предложил пришедшим ради одной песни послушать ее и не мучиться дальше в ожидании. Продолжением стала не менее известная "The Future". Пока длилось это семиминутное произведение, артист успел сорвать аплодисменты, начав пританцовывать вместе с бас-гитаристом, а усилили восторг бэк-вокалистки, синхронно выполнившие колесо. Размеренный музыкальный темп и разговорный стиль исполнения были явно непривычны для собравшейся публики. То там, то тут звучали выводы, что Коэн "скорее поэт, чем певец", но уходить из зала никто не торопился. Большую часть программы составили песни из 70-80-х, каждая из которых длилась не менее пяти минут. Вместе с тем в первую часть вечера вошли также две песни, не записанные пока студийно, — "Darkness" и "Born In Chains". Певец большую часть композиций начинал исполнять, стоя на коленях, постепенно поднимаясь с них. Иногда брал в руки гитару — пару номеров исполнил под сольный аккомпанемент. Поэтическую атмосферу дополняли вступления к некоторым произведениям, когда Коэн читал отрывки из поэм, например, "Invictus" Уильяма Хенли и "Dover Beach" Мэтью Арнольда. На исходе первого часа после начала концерта артист вдруг во время композиции "Anthem" стал представлять своих музыкантов. Причем делал это весьма возвышенно — "пилигрим совершенства", "композитор и учитель вдохновения", "незаменимый". Но после этого Коэн все-таки успокоил публику сообщением, что сейчас будет небольшой перерыв, а затем последует вторая часть выступления.
После антракта гастролер встретил зрителей, стоя за синтезатором, вынесенным на центр сцены. "Я намерен зажечь на этой машине", — загадочно предупредил он зал. Зазвучала песня "Tower Of Song", и только в проигрыше после куплета Коэн прикоснулся к клавишам и исполнил незамысловатые трели. Зрители дружно захлопали. "Спасибо… за эти… аплодисменты, — неожиданно своим низким и тянущимся голосом произнес артист, и публика осознала комичный замысел. — Теперь я понимаю, насколько вы добры". Вторая часть программы включала уже больше песен, получивших известность и любовь меломанов. Прозвучали "Suzanne", "Sisters Of Mercy", "Gipsy Wife", "Partisan". На финал был припасен шлягер c одноименного альбома 1988 года — "I’m Your Man". Дополнив его треком с той же пластинки "Take This Waltz", Леонард Коэн вприпрыжку ускакал за кулисы. Однако к зрителям выходил еще дважды. Сначала прозвучали композиции "So Long, Marianne" и "First We Take Manhattan". "Мы бы могли играть всю ночь. Но есть правила, указания, законы и невероятная сеть обстоятельств, которая останавливает нас от того, чтобы выступать всю ночь, что, несомненно, мы больше всего хотели бы делать", — оправдался певец. И в качестве второго биса предложил зрителям композицию, "под которую закрываются бары", — "Closing Time". "Я знаю, что вы пьющая нация, и я хотел бы разговаривать и пить с вами. Но бар закрывается, и стулья подняты", — добавил поэт и перешел к завершающей песне концерта, который затянулся почти до половины одиннадцатого.
Сергей Баранов, InterMedia