Роман Ягупов: "Если хочешь играть рок, привыкай обходиться без горячего супчика"
"Видели ночь" - уже народная песня, получившая массовое признание. В нашей версии она получилась простой и доступной. Посыл, который был в оригинале, у нас обрел совсем другую, залихватскую окраску. И трек, в общем, получился попсовым: после него нас узнали даже обыватели, которые были не в курсе, кто такие Zdob Si Zdub. Причем, выбор этой песни произошел абсолютно случайно. Мы приехали с Алтая, с фестиваля "Катунь", репетиционная база была закрыта, и мы с Лешей, Лилей и Радой Эрденко просто в коридоре что-то наимпровизировали, потом в Москве записали песню и забыли про нее. Мы даже на репетициях ее играть стеснялись, потому что считали ее несвойственной для себя, у нас пальцы так не ложились на гитары. Постоянные зрители, которые следят за нами, ощущают, что у нас есть песни абсолютно разные, что у нас происходит эволюция".
(О РАБОТЕ В ЕВРОПЕ)
"Там очень интересно находиться, получать определенный опыт, играть концерты. Мы время от времени делаем после Нового года туры по клубам, участвуем в таких легендарных летних фестивалях, как "Roskilde" или "Sziget". Но по-прежнему не питаем иллюзий по поводу своих европейских успехов. Чтобы сделать что-то в Европе, нужно уезжать насовсем, как это сделал Женя из Gogol Bordello".
(О "БАЛКАНЩИНЕ")
"Дело в том, что мы не продумываем свои шаги специально. Нет задачи сделать из концерта какой-то "спектакль с налетом балканщины". С новым альбомом мы вообще отошли от этно — думаю, не все слушатели нас узнают в некоторых треках. Сейчас сформировался такой "балкан стайл", очень много групп в Европе в нем играют. Когда мы начинали это делать, такого не было, и нас даже, наверно, не поняли. Все это было сделано без продюсера, материал был сырым, но в чем-то мы опередили свое время. Причем, сначала мы записали "Агроромантику", а потом начали всерьез изучать фольклор, поехали к цыганам-лаутарам, слушали болгарский фольклор, покупали народные инструменты, ездили по деревням. Мы не собирались снять пенки и как-то выгодно продать, мы сознательно погружались в эту культуру. А сейчас мы хотим от этого отойти. Хотя понятно, что сыграв тысячу комедийных ролей, сложно сразу взять и сыграть трагическую".
(О ПОЛИТИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ В МОЛДАВИИ)
"Кризис сейчас не только в Молдове, но и в Румынии, и в России. Люди хотят жить лучше, а политики постоянно занимаются манипулированием. Я политикам больше не верю и не буду вступать с ними ни в какие переговоры. Был определенный опыт, когда нас просто в наглую обманывали. Больше не хочется со всем этим связываться. Музыкант должен выражать свое мнение в стихах и песнях. Наша музыка - зажигательная и добрая, мы создали свой мир, в котором живем, и стараемся не обращать внимания на политическую тусовку в Молдове. Для меня главное - чтобы в стране не было беспредела и агрессии, как в Киргизии. Чтобы были мир и стабильность, не было межнациональной розни. У нас государство какое-то виртуальное, но земля и народ - настоящие. Все институты как бы работают, но как таковой экономики, производства нет. По сути, всЈ как-то само собой регулируется, и каждый сам за себя. Люди мигрируют в поисках общей доли, миллионы уехали в Россию, Португалию, Испанию, Италию... Мы недавно собрались с ребятами, с которыми жили в пригороде Кишинева, в Страшенах, на пикник. Я смотрю — кто с детьми по-испански разговаривает, кто по-итальянски".
(О ПРОДАЖАХ ДИСКОВ)
"Когда Валерий Гаина выпускал миллионы пластинок, он не получал за это практически никакого вознаграждения. Так что с этой точки зрения ничего не изменилось — пластинки как не приносили дохода, так и не приносят, вне зависимости от их тиража. Мы тоже что-то продавали, небольшими тиражами, но я не помню, чтобы на этом я зарабатывал. В мире сейчас так много музыки, там много групп, что можно радоваться тому, что к нам на живые концерты приходит публика, слушает, реагирует, поет и радуется моим песням. Испокон веков музыканты садились в телегу, ездили и пели, получали за это еду. Шоу-бизнес сейчас вернулся в такое "первобытное" состояние. Я бы слукавил, если бы сказал, что не хочу, чтобы диски продавались. Конечно, хочу. Но нет повода нервничать, если этого не происходит. Я отношусь к этому спокойно, как к данности. Для музыканта невозможно не придумывать песен и их не записывать. Это необходимо так же, как утром вставать, чистить зубы и надевать чистую рубашку. Мы много времени ничего не издавали, и это меня очень тяготило. Тяжело постоянно исполнять один и тот же набор из старых песен, надо меняться. Надо себя заставлять, если не получается".
(О ФЕСТИВАЛЯХ "УЧИТЕСЬ ПЛАВАТЬ")
"В 90-е мы настолько наэлектризовались... У нас были герои — Генри Роллинз, Nirvana, Pearl Jam. Мы не знали терминологии, но были молоды, полны энергии, хотелось выйти и поорать в микрофон. Приехать в Москву и выйти на огромную сцену "Горбушки" - это была для нас фантастика. Мы не замечали, что коллеги носят смешные названия и поют все на английском языке. Был Александр Ф. Скляр, который объяснял нам, кто в каком стиле играет — стрейт эйдж, экстремальные виды спорта, нет наркотикам и т.д. ВсЈ было неоднозначно, среди публики ошивались бритоголовые, Чача из Наива вступал с ними в конфликт. Очень было интересное время, а потом у каждого началась своя жизнь. Мы стали экспериментировать с фольклором, пытались как-то смешать его с энергичным рок-звучанием. У нас не было опыта, профессионализма, мы не знали, что надо записывать пластинки с саунд-продюсером. Все пришлось познавать шаг за шагом".
(ОБ УЧАСТИИ В "ЕВРОВИДЕНИИ")
"С точки зрения творчества это нам было абсолютно не нужно — много энергии, времени было потрачено. Но Молдова первый раз участвовала в конкурсе. Это происходило в Украине, у наших соседей, и нас решили отправить как опытных артистов. Мы, честно говоря, не хотели в это ввязываться, но наш менеджер убедил, что это необходимо. Мы еще и в своей стране выиграли национальный отбор. В целом "Евровидение" - это не наше. Ну, дал конкурс нам какие-то коммерческие предложения, о нас кто-то услышал. Но потеряли полгода на этом всем".
(О РОК-Н-РОЛЛЕ В МОЛДАВИИ)
"В России и свои интересные группы никуда не пускают — по телевидению какой-то парад фриков. По каналу А-One показывают огромное количество русских команд, играющих на хорошем уровне. Да, может быть, это субкультура, но очень сильная. В Молдове сейчас мало рок-музыки, время поменялось. Когда-то в Кишиневе была такая тусовка интереснейшая — от тяжелой музыки до групп, которые участвовали в первых рок-фестивалях в Ленинграде, например, группа Modest. Чтобы играть рок-н-ролл, надо быть человеком особенного склада — все бросать, садиться в автобус и ехать тысячу километров через все таможни, без горячего супчика и теплой постели. Сейчас у нас мало охотников вести такой образ жизни".
(ОБ ИДЕАЛЬНОЙ КОНЦЕРТНОЙ ПЛОЩАДКЕ)
"Идеальный клуб для меня — на 300-500 человек. Там должна быть непафосная атмосфера, хороший саунд. Чтоб можно было играть панк-рок, скакать, орать, общаться с публикой".
(О МОЛДАВСКОМ ВИНЕ)
"Я очень аккуратно выбираю вино и очень не люблю нарываться на некачественный продукт. Даже в Кишиневе я подолгу стою у прилавка, советуюсь со знакомыми. Мне не нравится, когда в вине много спирта. Не люблю после бокала вина ощущать, как сосуды сжимаются, заболевает голова… Чистый качественный продукт найти сложно. Сказать, что в Молдове плохое вино, неправильно, но в последнее время везде добавки, химия. И в напитках, и в продуктах. Производители хотят быстро обогатиться, много ширпотреба и откровенного левака. Поэтому тут нельзя дать универсального совета. Лучше всего покупать вина у знакомых, у которых свой виноградник и маленький магазинчик, которые знают свое дело и любят его".
(Zvuki.ru, 12.10.10)