"Правосудие волков": глаз разящий ***
Фильм снят по произведению Владимира Кунина - и это многое объясняет. Еще не стерлись в памяти страсти по "Сволочам" Александра Атанесяна, в основу которых так же легла повесть автора знаменитой "Интердевочки", как еще один роман писателя под названием "Мика и Альфред" обрел свое экранное воплощение. На этот раз Владимир Кунин решил поиграть в Стивена Кинга. Причем точкой отсчета для его фантазий стали целых два произведения "короля ужасов" — роман "Кэрри" и рассказ "Все предельно". Но как показал фильм, заокеанскому выдумщику ни в жизнь не допрыгнуть до высокого полета мысли российского автора.
В 1940 году в центре Москвы жил не по годам похотливый еврейский мальчик Миша Поляков, которого все называли Мика. В 13 лет он соблазнил домработницу, а после, получив подножку от одноклассника и ударившись головой, обрел удивительный дар убивать людей взглядом. При этом "смертельном акте" голубые глаза Мики меняют свой цвет на черный: глянул раз - и готово, человек уже не жилец. Первым отправился на тот свет завистливый одноклассник, обозвавший Мику "жидом". Затем началась война. Мика в срочном порядке эвакуировался в Среднюю Азию, по пути грохнув в поезде еще одного гражданина и соблазнив девицу старше себя. По прибытии мальчик попал в детдом, а затем и в колонию. Там за свой антисемитизм поплатилась еще парочка уголовников. Вскоре Мика устроился работать на киностудию, соблазнил певицу и постепенно ступил на криминальную дорожку. В компании с местным жуликом он грабил среднеазиатские квартиры, где, используя свой дар, взглядом сканировал цветочные горшки — в них население обычно прятало золотишко и деньги. Игры в Робин Гуда окончились трагически — жулик погиб, и Мика был вынужден покарать его убийцу - человека из органов. Случай помог парню вернуться на путь добродетели - узнав о гибели отца, Мика ушел в авиацию мстить фашистам. В 50-е он вернулся в Москву, женился на школьной подружке, но железная пята тоталитарного государства не позволила прорасти всходам его художественного таланта. Жена начала пить-гулять и от этой страшной жизни быстро сошла в могилу. Тогда Мика эмигрировал на Запад, где стал успешным художником. Шли годы, и однажды к Мике пришел нарисованный им некий Альфред — alter ego художника, олицетворение темной стороны его души, — и предложил ему стать наемным убийцей. Теперь его жертвы - капиталистические акулы, которым незачем жить в нормальном цивилизованном обществе. Так в сущности добродушный Мика приступил к миссии волков — санитаров леса. Правда, под горячую руку попали и несколько юных нацистов - глаз разящий не пощадил никого. Сам же убийца мечтал о Городе Солнца, где творческие люди могут жить долго и счастливо.
Самое удивительное, что описанный синопсис отражает примерно половину происходящих в картине событий, причем сам фильм идет всего 86 минут (!). Но и их оказывается достаточно, чтобы поведать миру историю о добром художнике, который убил много людей, но так и не стал счастливым.
Каждый нормальный человек знает, что Миша Поляков — это герой книжек Анатолия Рыбакова "Кортик", "Бронзовая птица" и "Выстрел". А с недавнего времени — еще и герой балабановского "Морфия". Но Владимир Кунин, судя по всему, является главным постмодернистом современности. Тут тебе и упомянутый выше Кинг, и Вениамин Каверин и Эдуард Тополь (выдающиеся сексуальные способности Мики явно вышли из тополевской шинели), et cetera. Вся эта гипернасыщенная, искрящаяся драматургия настолько безумна и настолько лишена простой человеческой совести, что не может по-своему не восхищать. По уровню литературной наглости история, рассказанная в фильме, сопоставима разве что с поздними текстами поэта группы "Теплая трасса" Вадима Макашенца. В любом случае, таких кинолент у нас еще не было. Большая постановка с привлечением Майкла Йорка, Богуслава Линды и извлеченной из небытия Натальей Аринбасаровой, с размахом снимавшаяся в разных точках земного шара, притом имеющая настолько взрывоопасную с точки зрения логики трэшовую начинку - случай в нашем кино беспрецедентный. И человек, лишенный зашоренности мозгов, способен при очень сильном желании разглядеть в происходящем свой личный сверкающий абсолют. Так или иначе, время будет потрачено не зря. Зритель предупрежден, а значит вооружен.
Анастасия Белокурова, InterMedia