"Несчастный случай" - "Тоннель в конце света" ***
"Несчастному случаю" исполнилось, на минуточку, 27 лет, но группу по-прежнему многие воспринимают как коллектив студенческой самодеятельности. К чести музыкантов, успешно реализующих себя в разных отраслях творческой деятельности, их подобная репутация нисколько не смущает. Напротив, они вполне органично выглядят в этом амплуа, которое вроде как и по возрасту им уже не очень подходит. Но никаких "старческих" изменений в их музыке от альбома к альбому пока не прослеживается. Печальных песен у них и раньше хватало, серьезные темы в исполнении "Несчастного случая" воспринимаются как невинные студенческие шалости, а в производстве стебных произведений в жанре капустника им по-прежнему мало равных — вспомним хотя бы "Что ты имела" и "0,5, 0,7, 0,33".
Правда, на альбоме "Тоннель в конце света" кавээновского толка трек - музыкальная юмореска о тяготах новогодних праздников "С 1-го по 13-е" — отправлен в бонусы. Видимо, Алексей Кортнев и Ко решили дистанцироваться от песен, которые можно раскрутить на телевидении, и предложили слушателю сосредоточиться на основном трек-листе, включающем 11 композиций. Надо сказать, что за 27 лет, кроме нескольких смешных произведений, "Несчастный случай" создал некоторое количество отменных лирических вещей вроде "Песни о Москве" и десятки композиций, оцененных только фанатами, такими же приятными вечными студентами. В этих песнях встречаются симпатичные текстовые обороты (стихи "НС" вообще слишком откровенно выдают в своих авторах чрезвычайно культурных людей), но их, как правило, портит некая занудливость мелодии и исполнения. В связи с вышеизложенным слушать номерные альбомы "Несчастного случая" целиком — занятие на любителя, и пластинка "Тоннель в конце света" исключением не стала. Пропорция славных песен и "зануди" примерно соблюдена, но вот место красивых лирических вещей оказалось здесь вакантным — романсообразные треки "Валентина" и "Слезы мужчин" полноценной заменой им не стали.
Наиболее же удачными на диске оказались песни топонимически-географического содержания, следующие одна за другой. В "Улице Вавилова" "Несчастный случай" ловко рифмует названия московских улиц и районов, охотно снисходя до сленга и откровенного хулиганства (см. фразу про "гондон поюзанный"). Тем не менее в ряд с "Что ты имела" песня не становится, ибо совершенно понятно, что это смех сквозь слезы, а фразы вроде "пенсионерка в Тушино была бомжом укушена, в Кузьминках алкоголики смеялися до колики" - не шиза, а трагикомедия. Это несколько нездоровое веселое возбуждение закономерно переходит в трек "Шла Саша по шоссе", который часть блогеров уже назвала лучшей политической песней года — что там до нее шнуровскому "Химкинскому лесу". При этом никаких громких лозунгов Алексей Кортнев не провозглашает — просто некая Саша ходит по России и фиксирует горькие реалии здешней жизни. "Несчастный случай" нашел более чем адекватную музыкально-поэтическую форму для создания полотна гражданственного содержания. И никакого стеба, и никакой придуманной интеллигентской печали, и природный артистизм исполнителя не отвлекает от строк: "Не плачь, моя страна, надейся, мой народ, я верю, что она когда-нибудь дойдет. И всполошится царь, и поперхнется власть, и людям просто в дар земли и денег даст, взойдет любви заря, и засмеются все, нельзя же, чтобы зря шла Саша по шоссе".
После "Саши" "Несчастный случай" поместил блок песен, ориентированных на давних поклонников: в композициях попадаются отличные фразы, но их музыка вряд ли зацепит каких-то новых слушателей. Исключением стали трек "Хо-Хо" - неожиданный для "НС" пивной гимн в европейских традициях, - ну, и бонусы: кроме новогодних страданий, это "Ямщик, не гони лошадей" из проекта "Нашего радио" "Соль". На эту песню легко положить воображаемый видеоряд, в котором артистизм г-на Кортнева мог бы развернуться в полный рост.
Алексей Мажаев, InterMedia