Александр "Чача" Иванов: "Шевчук не сделал ничего такого, над чем можно было бы смеяться, издеваться и ерничать"
"Сегодня музыкант - это, наверное, еще и шоумен, потому что, к сожалению, мы находимся в такой стадии развития общества, когда музыка как искусство в чистом виде уже не интересует народ, она интересна в привязке к персоналии — к какому-то устоявшемуся бренду или лицу. Есть очень много молодых талантливых музыкантов, художников, которые никому не известны, потому что вокруг их имен нет необходимой шумихи, а если ее нет, то нет и внимания к их творчеству.
В этом смысле все так называемые публичные люди (я говорю не только о музыкантах) работают в очень странной сфере - это уже не искусство в чистом виде, но и не то чтобы сплошной пиар, это некая компиляция между одним и другим. Надо сказать, это довольно скотская работа. Если долго в этом работаешь, понимаешь весь цинизм этого бизнеса, понимаешь, как легко все считается, насколько все прагматично, здесь нет места не то что романтическим порывам, но и даже просто творческой жизни.
Работа скотская, и правила игры в ней достаточно жесткие и неприятные. И для себя я понял следующее — если уж у меня такая работа, то я хотя бы постараюсь использовать ее во благо. В своем творчестве я поднимаю социально значимые вопросы, связанные с гражданскими правами, так как считаю это своего рода моральным оправданием того, чем я занимаюсь. Если в сложившихся условиях музыка не несет никакого социального месседжа - это преступление. Наша страна сейчас в крайне тяжелом положении, может быть, я немного сгущаю краски, но, мне кажется, мы стоим на пороге каких-то серьезных изменений, и не говорить об этом, я считаю, невозможно. Поэтому хорошо, что такой тренд появился, и мы из бездушного и бездуховного гламура переходим в тренд социально активных творческих людей. Это в целом здоровое стремление, хотя, на самом деле, это не более чем очередная модная тенденция. Я думаю, что общество таким образом развивается - нулевые прошли под знаком равнодушия всех ко всему, когда считалось, что надо просто быть богатым и крутым, и это уже круто, потреблять как можно больше, но это может позволить себе очень небольшой процент населения, остальные вынуждены симулировать этот шик. Мы сейчас находимся в точке, когда общество устало от этой симуляции, на нее больше нет средств. Плюс ко всему кризис, который произошел, уже не позволяет людям исповедовать свою старую гламурную религию, на смену которой естественным образом приходят социально значимые заявления, люди начинают понимать, что действительно происходит вокруг".
(О ЕГОРЕ ЛЕТОВЕ)
"Мое отношение к Летову менялось не один раз за его долгую творческую карьеру — от восторженного восприятия до крайне негативных оценок. Он ведь тоже очень неоднозначный человек. Нельзя сказать, что он всегда был против — когда-то он был против компартии, а потом с этой компартией дружил против ельцинской власти. Я просто хочу сказать, что он однозначно один из самых трагических персонажей русской музыкальной культуры. Он точно повлиял на огромное количество людей, он точно придумал классный маркетинговый ход, причем одним из первых - он, всячески избегая открытости, не давал публичных интервью, отказывался от выступлений на телевидении и радио, при этом, в отличие от всех остальных, кто пытался вести себя так же и кому сказали: "Ах, не хотите? Да вы здесь завтра выстроитесь в очередь к нам! Не хотят они!" - он сумел на самом деле сказать "я не хочу", и за ним все-таки бегали журналисты. В этом смысле, он, мне кажется, серьезно победил систему, оставаясь анархистом и не предавая своих убеждений.
Еще он, без всякого сомнения, является примером для музыкантов многих поколений, он как раз такой негосударственный пример. Представить, чтобы он пел в Кремле на елках, просто невозможно. Что можно еще сказать? Вечная ему память, пусть земля ему будет пухом".
(О РОКЕ)
"Мне кажется, что рок возник как жанр протестный и критический к реальности и власти как к ее самому главному выразителю. Кто определяет нашу реальность, то, в какой стране мы живем, какие правила здесь действуют? В первую очередь, власть. И рок изначально так и возник — как некая реакция самой радикально настроенной публики. Рок как социокультурный феномен предполагает некий протест, и под ручку с властью ходить ему, мне кажется, не свойственно. Да, понятно, что может быть как угодно, но это как-то против самой идеи рока, как мне кажется. Я не согласен, что музыка отдельно, а общественно-политическая жизнь отдельно. Если слушают твое творчество, то значит, песни ты сочиняешь хорошие, а если ты потом идешь на сговор с какими-то силами — это что, другой ты, да? Я не согласен с такой позицией. Все-таки человек должен стремиться к некой цельности".
(МОГУТ ЛИ МУЗЫКАНТЫ ВЛИЯТЬ НА ПОЛИТИКУ)
"Я думаю, что от музыкантов реально что-то зависит, и я надеюсь (причем, я не жду и не пытаюсь накликать революцию), что система может быть реформирована. И чем больше людей будет думать о возможности реформ, о возможности изменения жизни к лучшему, тем это лучше и правильнее. Конечно, об этом стоит говорить в творчестве, потому что многие люди слушают музыку, кто-то из них может на это реагировать. А какие есть другие легальные возможности для донесения информации? Она может быть донесена только теми, кому люди доверяют. Просто нравоучения и морализаторство в чистом виде не работают, нужны люди, которых слышат потенциальные потребители".
(О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ)
"О национальной идее многие рассуждали, была даже попытка сформулировать ее на государственном уровне, и, как мне кажется, это ни к чему убедительному не привело.
Но лучше всех сформулировал национальную идею Александр Дугин — в его формулировке, национальная идея в России — это воровство. Воровство - это универсальный способ жизни, который очень понятен всем здесь живущим, занимающимся либо физическим, либо интеллектуальным трудом. Если у человека рабочей профессии есть возможность украсть что-нибудь на заводе, то у интеллектуальной элиты, творческой интеллигенции есть возможность распилить бюджет. Воровство - это некий способ жизни, который абсолютно доступен и понятен всем, просто он не признан официально. Ведь нельзя же во главу угла в цивилизованном государстве ставить воровство".
(БУДЕТ ЛИ МЕДВЕДЕВ КОНКУРИРОВАТЬ С ПУТИНЫМ)
"Да, похоже, что будет. Значит, нам предлагают такую схему — либеральная или силовая башня, и, на самом деле, если вдуматься, как Медведев обошелся с Лужковым, непонятно, кто из них либеральная, а кто силовая. Виктор Пелевин в своих романах, описывая ситуацию в стране, говорит, что принципиальной разницы между этими силовой и либеральной башнями нет, есть только разница в деталях, а фундаментально это одна и та же группа.
Мне кажется, нас ждут очень сложные перспективы. В целом, общество все равно должно будет поделиться по такому принципу — либо помягче, либо пожестче, как это сделано в Америке - есть демократы, которые помягче, а есть республиканцы, которые пожестче. Если мы идем в этом направлении, может быть, это все равно лучше, чем "единый центр по управлению полетами". Но неизвестно, насколько он един, и насколько вообще возможен такой сценарий. Все-таки и Путин, и Медведев говорили о том, что не допустят сумятицы в умах. Из этого следовало, что они не будут друг с другом конкурировать, потому что они одного дерева яблочки".
(О "ХИМКИНСКОМ ЛЕСЕ" СЕРГЕЯ ШНУРОВА)
"На самом деле, история с песней "Химкинский лес" очень странная. Какая мотивация у Сергея, я, честно говоря, не знаю. Сейчас он говорит о том, что просто посмотрел на эту ситуацию с другой стороны - все склонны возвеличивать людей, которые поднимают граждански значимые вопросы, приводят таких людей в качестве хорошего примера, а он показал другую сторону медали, что это тоже своего рода бизнес. Я не знаю, какова его мотивация. Он скандальный художник, он тоже чувствует время, видит, что происходит, пытается об этом говорить, и на протяжении долгого времени у него это получается. Просто мои симпатии на стороне людей, которые говорят о гражданских правах. Хотя у Шнурова тоже есть песня "Зомби-мент", одна из недавних, это тоже понятная и близкая мне реакция".
(О "МОЛОДОЙ ШПАНЕ" ИЗ ПЕСНИ ГРЕБЕНЩИКОВА)
"Молодой шпаны" слишком много. Когда был Гребенщиков, беда была в том, что ее не было, и это действительно прекрасно зафиксировано в его песне, которая является историческим документом. А вот теперь проблема в том, что ее слишком много. У многих теперь есть возможность фиксировать на пленку или на хард-диск свои музыкальные экзерсисы. Я вообще сторонник свободы информации и всего, что связано с открытым обществом, мне нравятся эти идеи. Но я понимаю, что сейчас слишком много свободы, разрушена иерархия, представления о том, что хорошо и что плохо. В таком объеме информации, когда у всех есть возможность записаться, выпустить пластинку и выложить ее в интернет, где критерий, по которому это все оценивать? Как перелопатить такой объем информации? 90 процентов - это порожняк, но 10 процентов - хорошие интересные перспективные проекты. Хорошо, если ты опытный человек, но как разобраться в таком потоке информации современному тинейджеру, как ему найти что-то достойное и интересное? Я думаю, что сейчас даже стало сложнее, свобода создала больше проблем, чем ее отсутствие".
(О ЮРИЕ ШЕВЧУКЕ)
"Я хочу сказать, что Юрий Шевчук не делал ничего такого, над чем можно было бы смеяться, издеваться, ерничать, он взрослый человек, поэт, он наш с вами старший современник, стихи которого точно будут рассказывать следующим поколениям (если они будут в нашей стране, если она продолжит свое существование как единое государство), его стихи будут рассказывать о нашем времени. Он такой современник, которого мы все должны всячески уважать, лелеять и любить. Меня совершенно не смущает, что он из Уфы (многие столичные и околостоличные люди ставят ему в упрек, что, мол, он "лох из Уфы"), мне наоборот нравится, что он из регионального города, не из центра. Он талантливый человек, гражданин, который честно и достойно себя ведет. Он вызывает и всегда вызывал у меня уважение. Да, я не согласен с той формой, в которую он облачает музыку. Но это дело десятое. Может, его музыка действительно кому-то кажется старомодной, но он поэт и достойный гражданин".
(Lenta.ru, 26.10.10)