Алексей Балабанов: "Я показал вам фильм, а вы толкуйте"
"Про деньги — к Сельянову, а в общем, то и другое, конечно. Это такое приспособление к обстоятельствам, потому что кино-то надо снимать. И это такой язык, потому что им я еще не пользовался, а повторяться неинтересно".
(О СВОЕЙ ГЛАВНОЙ ТЕМЕ)
"Я показал, вы толкуйте. Я вообще не очень понимаю, когда говорят, что моя тема — насилие. Тема всего кино — насилие, потому что зритель любит, когда в персонажа всаживают пятьдесят пуль, после чего он закуривает и идет мстить. Так в жизни не бывает, и зрителю интересно. Никакого специального и личного интереса к насилию у меня нет: оно — сюжетная необходимость, не более того. А насчет перемен… С чего бы и чему бы меняться?"
(О ГЛАВНОМ ГЕРОЕ ФИЛЬМА "КОЧЕГАР")
"А с чего ему бунтовать, пока у него дочь не убили? Вы думаете, ему плохо? Это вам, может быть, было бы плохо, если бы вам болванкой прилетело в Афганистане по голове. А ему неплохо. Он работает кочегаром, сжигает плохих, как ему кажется, людей и печатает рассказ одним пальцем на машинке. Он счастливый человек".
(О ПРОТОТИПЕ ГЕРОЯ СЕРЕБРЯКОВА В "ГРУЗЕ 200")
"А это просто мой приятель Саша, мечтавший именно о таком городе солнца, всякий раз об этом говоривший по пьяному делу. Не знаю, что у него получилось. Думаю, что ничего, потому что если Кампанелла не построил — с чего бы у Сашки это вышло в восьмидесятом году? Но вполне допускаю, что где-то в тайге он и построил нечто подобное, потому что в России в глухих местах и не такое случается. Вот сделать бы документальный фильм о нем — но кому сейчас это надо?"
(ПЛАНИРУЕТ ЛИ ВЕРНУТЬСЯ К ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ КИНО)
"Да без меня есть сейчас кому снимать документальное кино. Там, кстати, отличные картины появляются. Я если и снял бы что-то, то, наверное, историческое и познавательное, с хроникой. Я и смотреть это люблю, и хорошо знаю хроникальный материал, где что лежит. У меня в архивах — в Красногорском фильмохранилище, например, — знакомств много, еще с тех времен, ассистентских".
(ЧТО ОН ХОЧЕТ СКАЗАТЬ СВОИМИ ФИЛЬМАМИ)
"Слушайте, вот меня предыдущий интервьюер чуть до инфаркта не довел: что вы хотите сказать тем и тем? Я не хочу сказать, я хочу показать. Герой убивает лыжной палкой не потому, что у палки есть символический смысл, а потому, что она острая, ею можно человека проткнуть. А огонь я показываю потому, что есть две стихии, на которые можно смотреть бесконечно, — огонь и вода. Это по картинке красиво".
(ЧТО НУЖНО ПОНИМАТЬ РЕЖИССЕРУ)
"Ему желательно понимать в картинках, да, но больше всего я уважаю режиссеров, которые сами пишут сценарии. Для меня это основа профессии. И лучшие режиссеры, как опыт показывает, — это сочинители собственных историй. Во-первых, потому что тогда ты картину ясно видишь в голове с самого начала, а во-вторых, потому что можешь довести сценарий по ходу действия, обойти трудности какие-то, вписать то, что придумалось и понравилось… Фильм же от замысла отличается очень сильно. И я, может, самый жесткий критик своих фильмов вообще, никакому кинообозревателю так не снилось меня ругать, как я сам себя ругаю. Потому что я знаю, что там было на самом деле, что придумано…"
(КАКУЮ КАРТИНУ СИЛЬНЕЕ ВСЕГО ПРИШЛОСЬ МЕНЯТЬ В ПРОЦЕССЕ)
"Мне не больно", наверное. Там Рената много придумывала. Она очень умная вообще. Я знал ее еще до того, как Муратова начала ее снимать, с незапамятных времен практически. Потом уже она стала сниматься в "Увлеченьях" и других картинах у нее, и получился образ, который ее несколько раздражал, она хотела от него отойти. Рассказывала, кстати, все время, что Муратова хочет ее в кадре раздеть. Очень сопротивлялась. Но я Муратову понимаю — тело у Литвиновой исключительной красоты".
(О ГЕРОИНЕ, СЫГРАВШЕЙ ДОЧЬ КОЧЕГАРА)
"Это Аида Тумутова. Она не актриса, фотомодель. Странно ведет себя: снимается для "Спид-инфо", там монтаж сделан, где я ее обнимаю: к моей голове приделано туловище педераста какого-то… Это антиреклама фильму, а главное — я не обнимал ее сроду, не люблю".
(ПОЧЕМУ ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ ОТКАЗАЛСЯ СНИМАТЬСЯ В "ГРУЗЕ 200")
"Он отказался под странным предлогом — что больше не планирует играть отрицательных ролей. И Маковецкий отказался. Их дело. Больше не позову их, и всЈ".
(КАК РАБОТАЛОСЬ С МИХАЛКОВЫМ В "ЖМУРКАХ")
"А "Жмурки" же комедия, чего никто тогда не понимал. Всем почему-то примерещилась чернуха, это сейчас его дома держат, с гостями смотрят и хохочут. Михалков же с самого начала играл комедию, он отличный характерный актер, кое-что сам придумал — реплики какие-то с сыном, финальную сцену, кстати, где он охранник…"
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО ПАНИН ПРЕДЛАГАЛ ЕМУ СЫГРАТЬ СЦЕНУ УДАЛЕНИЯ ПУЛИ ЛИЦОМ)
"Алексей Панин? Предлагал? Лицом? Он сериальный актер, взят за типажность, потому что хорошо сочетался с Дюжевым. У меня принцип такой — я стараюсь актеров подбирать по типажам, по маскам, чтобы зритель легче все про них понимал и сразу запоминал. Дюжева я заметил в "Бригаде", которая вообще хороший фильм, не сериальный, принципиально снятый на пленку, хорошо придуманный и сыгранный. И вот на его брутальном фоне нужен был другой бандит, истеричней и слабей. А никаких предложений по ходу съемок Панин не делал, и эта сцена не могла быть другой — там очень яркий врач придуман, и потому нужна была операция в кадре с таким именно наркозом в виде стакана водки".
(ОТ ЧЕГО ГЕРОЙ "МОРФИЯ" ЗАБОЛЕЛ НАРКОМАНИЕЙ)
"Он заболевает наркоманией оттого, что он наркоман. Тоже без всякого подтекста. Хотя если вы там его видите — мне же лучше. Но колется он ровно потому, почему мой четырнадцатилетний сын нюхает в школьном сортире какую-то дрянь, наркотический табак, не запрещенный у нас. Неделю назад разбирались. Я понятия не имею, почему он это делает, и так же не могу объяснить, почему я в его годы в школьном же сортире пил портвейн".
(КАКОЙ ОН РЕЖИССЕР)
"Я разный режиссер, стараюсь, по крайней мере. Я стараюсь делать хорошее кино, чтобы его интересно было смотреть. "Счастливые дни" — радикальный фильм, нет? Только в той степени, в какой радикален Беккет, у которого было вот такое представление о человеческом существовании".
(БУДЕТ ЛИ ПЕРЕСНИМАТЬ "АМЕРИКАНЦА")
"С нуля переснимать — нет. Мне всегда проще написать заново, чем переписать, — так и со сценариями, и с фильмами. А там отснят уже был порядочный кусок, девять съемочных дней. В том числе в Штатах. А в Норильске Майкл Бин запил, запил конкретно — наливал водку в бутылку из-под "Аквы минерале", немаленькую, и в машине прикладывался. Поначалу это было почти незаметно, через два часа он уже просто не попадал в кадр".
(ГДЕ ТЕПЕРЬ ДАНИЛА БАГРОВ)
"А где Багров, я не знаю, не то снял бы "Брата-3". И я не исключаю, что сниму его — когда Багров опять где-то проявится. Но сейчас его нет, он прилетел тогда из Америки и куда-то делся. И я Бодрова снял в другой совершенно роли — капитана в "Войне". Потому что пришел другой герой, как этот капитан или как Чадов там… Я и сейчас думаю, что это у Чадова лучшая роль".
(О ТОМ, КАК ВЫГЛЯДЕЛ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В "ГРУЗЕ 200")
"Ну, это, может, в вашей жизни он не так выглядел. А там, куда я ездил — на Дальнем Востоке, в Заполярье, у ненцев, якутов, тофаларов, — или в промышленных городах… так и выглядел, я ничего не придумал".
(БУДЕТ ЛИ "КОЧЕГАР" СОБИРАТЬ ЗАЛЫ)
"Ничего про это не знаю, у меня есть Сельянов, слава Богу, он и занимается тиражом. У "Кочегара" тираж — сто копий. Вряд ли он может собирать полные залы, я думаю. Есть люди, которым он нравится, этих людей сравнительно немного. Можно ли называть его жанровым кино — опять-таки не знаю. Я в принципе стараюсь, чтобы смотреть было нетрудно, и если Сельянов говорит "здесь длинно" — упираюсь только в особых случаях".
("Собеседник", 26.10.10)