Елена Никитаева - "Китлали" ***
Ушедший месяц октябрь оказался богат на номерные альбомы певиц с непростой творческой судьбой. Свои новинки обнародовали Татьяна Зыкина, сумевшая вернуться к органичному для себя звучанию (рецензия на "Другую глубину" - см. МУЗЫКА от 19.10.10), Ольга Арефьева, по-прежнему считающаяся глубоко "нишевой" артисткой (рецензия на "Авиатора" - см. МУЗЫКА от 21.10.10), Ирина Богушевская, поднявшая свой уникальный стиль на какую-то уж вовсе непостижимую высоту (рецензию на "Шелк" читайте в ноябре), и Елена Никитаева. Сравнивать песни этих исполнительниц мы не будем, но нечто общее у них все-таки есть: за каждым из этих октябрьских релизов стоят истории, которые могли бы войти в основу довольно захватывающей прозы. Истории не только о музыке и шоу-бизнесе, но и преодолении.
Сегодня речь пойдет о Елене Никитаевой, альбом которой вышел после четырехлетнего перерыва. И в смысле развития профессиональной карьеры певицы это были не лучшие годы. Диск "Дневник" (2006), заполненный откровенными и запоминающимися песнями, не принес ожидаемой (и потенциально заслуженной) отдачи. Радиоэфиров, промоутерских предложений и активизации концертной деятельности по нелепому стечению обстоятельств (подвело "Наше радио" как главный на тот момент локомотив продвижения подобной музыки) Елена не получила. Есть повод задуматься о несправедливости шоу-бизнеса, в котором далеко не всегда воздается по таланту и наличие сильных песен не гарантирует успеха. Впрочем, так было во все времена, и многие из тех, кому просто не повезло, уже забыты. Но развитие интернет-дневников позволяет взглянуть на этих "неудачников" с другого ракурса — увидеть в них не далеких звезд, но обыкновенных людей со своими радостями и разочарованиями. ЖЖ Елены Никитаевой за эти четыре года видел много эмоций: от отчаяния, жалоб на безденежье, непонимание семьи и ощущение тупика до решительных заявлений, сравнимых с публичными сеансами аутотренинга. И все это время в дневнике появлялись новые стихи Елены, многие из которых стали песнями. Потому что настоящий поэт творит по большому счету не для того, чтобы продать тексты. Ну, не только для того.
12 песен стали альбомом "Китлали" (ударение на второй слог, "звезда" в переводе с языка ацтеков). Локомотивы продвижения после выхода "Дневника" сменились, и Елена Никитаева выложила новый диск на свой сайт по технологии "плати, сколько хочешь". Певица надеется, что новые песни помогут ей заработать, найти концертного директора и постоянных музыкантов, готовых для начала работать за "процент со входа", и вернуться к полноценной творческой деятельности. Пожелаем ей удачи.
Альбом записан с теми же инструменталистами, с которым Арефьева делала "Авиатора". Саунд-продюсером выступила сама Елена Никитаева, сознательно поставившая на некую старомодность саунда. Для нее было важнее сохранить живой дух искренности 70-х, чем попытаться угадать форматные фишки. В результате кроме блюз-роковых влияний здесь можно расслышать и наивность советской эстрады тех лет. Если рассуждать о коммерческих перспективах "Китлали", то сложно предположить, что пластинка взорвет рынок. Трек-лист "Китлали" не содержит суперхитов, но изобилует песнями для понимающих и неравнодушных. Они, конечно, обратят внимание на нежные мелодии заглавной песни и "Волчонка Тома", чеканный припев "Ана-24", исповедь "Говорил", "эстрадные" "Город-сон" и "С тобой", а также на поучительную историю встречи с героем произведения "Моррисон Джим". Возможно, в некоторых композициях артистка чуть переигрывает с эмоциями - не исключено, что это связано с переживаниями из-за неопределенности с карьерой. Однако альбом явно укрепит позиции тех, кто не сомневается, что Елена Никитаева как певица и композитор заслуживает более заметного положения на сегодняшней сцене.
Алексей Мажаев, InterMedia