"Пестрые сумерки": одиночество звезд ****
Жил-был на свете слепой мальчик-сирота Олег, который с раннего детства играл на фортепиано, как маленький Моцарт. Однажды на одном из концертов в городе Воронеже он был замечен поющей кинодивой Анной Дмитриевной Семеновой (Людмила Гурченко) - актриса так расчувствовалась, что дала талантливому ребенку свой московский телефон. Спустя годы Олег приехал в Москву в компании немолодого пьющего ресторанного лабуха по кличке Сувора (Владимир Ильин). В суете столичных улиц слепой парень потерялся, позвонил Семеновой, приехал к ней домой. Стареющая одинокая звезда решила помочь юному таланту, окружив его материнской заботой. Сначала она убедила прагматичного Сувору не превращать перспективного музыканта в завсегдатая кабака. А затем в судьбе Олега поучаствовал всемирно известный джазовый пианист, в прошлом - любимый мужчина Анны Дмитриевны Александр Белых (Михаил Ширвиндт), ныне проживающий в Торонто. И все же ряд благородных поступков не избавил актрису от главного. Одиночество - та единственная неизменная плата, которую большие артисты несут на алтарь собственной популярности в ущерб личному счастью.
Если бы "Пестрых сумерек" не существовало, их следовало бы выдумать. Основанный на реальных событиях (Людмила Гурченко действительно принимала активное участие в судьбе слепого талантливого мальчика из Армавира), этот фильм позволил произойти воистину невероятному чуду из чудес - воссозданию в первозданной чистоте давно утерянного в потоке лет жанра советского музыкального ревю. Накануне своего 75-летия Людмиле Гурченко сложно было придумать лучший повод вновь заявить о себе. И не просто поставить очередную галочку в строфе жизни, а уверенно доказать то, что на ее место в российском кино в современной России претендовать некому. Как и напомнить всем о том, что в советском прошлом ей также не было равных. Гурченко можно любить или не любить. Но с тем, что это феерический персонаж, сложно поспорить. Гурченко - единственная кинодива советского кино, этакая "Пугачева для интеллигенции", чье появление в какой-нибудь "Кинопанораме" являлось обязательным поводом для детального обсуждения. Ее эпатажный прозападный лоск истинной кинозвезды восхищал, раздражал, будоражил, но никого не оставлял равнодушным. Женщины ломали голову над рецептом ее молодости и удивлялись, как из простушки, словно случайно забредшей из соседнего двора на съемочную площадку "Карнавальной ночи", сформировалась удивительная для своего времени икона стиля. Тем более поразительно то, что, судя по "Пестрым сумеркам", все необходимые ингредиенты для забористого коктейля под названием "Людмила Гурченко" все еще способны сойтись в нужных пропорциях и хорошенько ударить в голову. Ради этого можно с удовольствием забыть отдающие воистину ужасающим дурновкусием акробатические кульбиты, выделываемые звездой в "Старых клячах". Сейчас актрису можно сравнить с лошадкой-фавориткой на ипподроме кинопроцесса, которая легко даст фору молодой поросли. И совершенно забыть о том, что в таком возрасте обычные кинодивы спокойно почивают на лаврах в окружении антиквариата и с тоской вспоминают о безвозвратно ушедшей молодости.
"Пестрые сумерки" - такой же "динозавр" из прошлого, как и сама Людмила Марковна. Единственный в своем роде фильм, созданный в наши дни, который целиком и полностью принадлежит советской эпохе, ее лучшим проявлениям. Современная молодежь покрутит пальцем у виска, а зрители старшего поколения испытают ностальгическую грусть. И гордость. Все, что мы потеряли, нельзя рассказать словами.
Анастасия Белокурова, InterMedia