Сборник - "Кинопробы. Рэп-трибьют памяти Виктора Цоя" **
Итак, рэперы выпустили сборник песен группы "Кино" в своих обработках. Чтобы осмыслить это чудо, обратимся к скупому языку пресс-релиза. "Основное требование к исполнителям — сделать именно собственные версии песен, не искажая при этом оригинальной идеи произведения. Идея проекта заключается в том, чтобы привлечь внимание молодежи к творчеству группы "Кино". Не было цели сравнить трибьют с песнями Виктора Цоя. Очевидно, что лучше него никто не сделает, и никто не поставит свой трек в сравнение с песней группы "Кино". Это дань уважения и собственный взгляд на творчество Цоя от тех, кто вырос на его песнях. В каждом треке идет сопоставление проблем современного общества с тем, что хотел донести до слушателя кумир прошлых лет. Примечательно то, что через время мы видим, что темы, отраженные в песнях группы "Кино", по-прежнему актуальны…" Стало вроде бы понятнее, но тем не менее — где рэперы и где "Кино"? Понятно, что нынешние герои урбан-культуры метят на место голоса поколения, каким четверть века назад был Виктор Цой. Но пока не дотягивают, так что тут можно было бы поспорить — привлекают ли они внимание молодежи к творчеству группы "Кино" или пытаются погромче заявить о себе, поэксплуатировав десяток бессмертных песен? Вопросы вызывает и название сборника: рэперы такие острые на язык затейники, что же они взяли старый бренд, под которым уже перепевались произведения Цоя?
Процитированное выше "основное требование к исполнителям" загнало последних в определенные рамки, благодаря которым большинство из 18 треков трибьюта композиционно выглядят как братья-близнецы: к цитатам из выбранной песни "Кино" пришпилены речитативы, условно соответствующие теме оригинала. Сравнивать рэперов и Цоя действительно бессмысленно: ряд участников сборника скрестил разные культуры относительно ловко, у прочих вылезли неопрятные швы, но практически никто не убедил в том, что этот синтез вообще стоило затевать. Что касается "сопоставления проблем", то, судя по этому альбому, у нынешнего поколения проблем стало куда больше. Виктор Цой не стеснялся относить свои песни к поп-музыке: в репертуаре "Кино" было много развлекательных, по сегодняшним меркам, треков, в которых взаимоотношения с девушками и героическая романтика для автора были не менее важны, чем социальный протест. У рэперов все куда серьезнее — каждый метит если не в оппозиционеры, то в летописцы, поэтому практически все имеющиеся на сборнике речитативы лишены легкости и юмора. Что особенно обидно, почти ничего из предлагаемого не цепляет, не заслуживает рекомендаций и не имеет отношения к духу музыки Цоя. Поэтому я отмечу только лучший и худший трек сборника. Лучшим оказался тот, чье имя на обложке написано первым, - Нойз МС. Будто бы в пику всем остальным он сделал "Мы хотим танцевать" в жанре не хип-хопа, но регги; речитатив же его достоин внимания хотя бы в силу того, что к текстам Ивана вообще имеет смысл прислушаться. А наиболее нелепым оказалось выступление Юры Неплохого, который собственную часть "Группы крови" посвятил судьбе Виктора Цоя, причем в до крайности банальных выражениях: "Умер Цой, но для него не страшна смерть, взяла лишь тело, но за Цоем смерти не успеть, покинул навсегда, ушел последний герой, ты знал, что только там ты загоришься той звездой". Как говорится, кончаю, страшно перечесть.
И еще один тревожный факт: на диске никто не матерится. Ни разу. Запретили, видать, бунтарям нашим ругаться.
Алексей Мажаев, InterMedia