Найк Борзов - "Изнутри" ****
В 2002 году Найк Борзов выпустил альбом "Заноза", съездил в продолжительный "Заноза-тур" и ушел в подполье. Это не особенно опечалило широкие зрительские массы, ощущавшие себя слегка перекормленными творчеством г-на Борзова. В начале века Найк оказался чуть ли не единственным независимым музыкантом, которого сила пиара довела до афиш, где его имя набиралось очень крупными буквами. При этом обошлось без денежных вливаний со стороны отчаянных продюсеров: Найка здорово раскрутил лейбл "Снегири музыка", который очень трепетно относится к своим артистам, окружая их практически материнской опекой и заботой. Дружеские отношения лейбла с прессой и клипмейкерами, удачный выбор радиосинглов, выигрышный образ самого Борзова — все это сделало артиста актуальным гастролером и востребованной фигурой. В какой-то момент показалось, что из Найка выжимают чуть больше, чем он готов дать: в альбомах пошли самоповторы, несчастную "Лошадку" заездили до полного изнеможения, да и сам музыкант начал напоминать лошадку, бегающую по кругу. Контракт со "Снегирями" он продлевать не стал и пустился в свободное плавание по маршруту, слабо пересекающемуся с дорогами шоу-бизнеса.
В общем, вот чем он занимался последние семь лет: участвовал в спектакле Юрия Грымова "Нирвана" в Театре Российской армии; в перформансах Театра радикального символизма; возрождал свою юношескую панк-группу "Инфекция"; записывал аудиокнигу "Страх и отвращение в Лас-Вегасе" и т.д. Об этом можно узнать из титров фильма "Наблюдатель", размещенного на вложенном в издание DVD. Из самого фильма, срежиссированного Найком Борзовым, ничего понять нельзя — кроме разве что того, что он любит играть на гитаре с голым торсом. В традициях артхаусного синематографа "Наблюдатель" состоит из многозначительных кадров с животными, маловнятных спецэффектов, а также неких творческих опытов Найка и кадров из его домашнего архива. Кое-какие объяснения, повторюсь, получат только те, кто дождется финальных титров.
Самое удивительное, что этот неразборчивый дневник творческого отпуска совершенно не соответствует настроению альбома "Изнутри", с которым Найк Борзов возвращается на большую сцену. Да, теперь ему, похоже, надоело играть в смурь, странность и независимость, и он записал вполне попсовый (для себя) диск. А мы, оказывается, успели соскучиться по его упрямому голосу и готовы вновь подпевать привязчивым рефренам, на которые Борзов большой мастак. В песню "Начало дня" Найк даже умудрился включить один из любимых штампов поэтов-песенников "в моей руке твоя рука" и спеть эту фразу максимально нежно: благодаря его хитрованским интонациям результат получился заслуживающим внимания. "Свежая кровь" - почти танцевальный диско-номер. "Радоваться" - просто светлая и улыбчивая песня, как и посвященная дочери "Виктория". Вообще, если раньше вокал Найка казался несколько механическим, то теперь он явно вкладывает в песни больше позитивных эмоций — см. также "Сновидения" или "Жемчужину". Тонким лириком-мелодистом Борзов предстает в треке "Там, где нить оборвалась". Есть, конечно, и номера, напоминающие Найка времен "Супермена" и "Занозы" - будем считать это реверансом старым поклонникам. Хотя альбом "Изнутри" вполне способен принести исполнителю внушительный легион новых фэнов.
Алексей Мажаев, InterMedia