"Впусти меня. Сага": и девочки кровавые в глазах ***
Очередная экранизация романа шведа Йона Айвиде Линдквиста и одновременно римейк фильма Томаса Альфредсcона переносит действие из скандинавского предместья в заснеженный американский городок штата Нью-Мехико образца 1983 года. Двенадцатилетний Оуэн (Коди Смит-Макфи) хоть и носит фирменный свитер от Lacoste, ведет жизнь отнюдь не футбольного хулигана: в школе подвергается нападкам сверстников, а дома - пьющая мать, отсутствующий отец и ситуация на грани развода. Единственное развлечение мальчика - вообразить себя сексуальным маньяком и вонзать нож в воображаемую девочку. А также смотреть в подзорную трубу на окна соседей.
А снег идет. И одиночество крови превращается в сплошную белую мглу.
Однажды Оуэн увидит, как в их дом въезжают новые жильцы - престарелый отец и юная дочь. Загадочная бледная новоявленная соседка - девочка Эбби (Хлоя Моретц) - ходит в мороз босиком, странно пахнет и говорит не менее странно. Но именно она становится для Оуэна тем очагом, рядом с которым тает лед отчуждения. Тем временем в окрестностях городка то и дело находят обескровленные трупы. Постепенно Оуэн понимает, что его подружка - не кто иной, как несчастный, обремененный вечной жаждой вампир. И расхожая в искусстве сюжетная фабула "мальчик встречает девочку" на этот раз зарифмует любовь и кровь в единственно верной строфе.
"Маленький малыш три буквы чертит на стекле, в его руках волшебный нож, и он желает отомстить", - эти слова казахского эрзац-панк-ансамбля "Адаптация" удивительно точно иллюстрируют внутренний мир главного героя. Но если вспоминать персонажей шведской картины, то на ум скорее придет фраза из песни другой, гораздо более замечательной московской группы "Соломенные еноты": "И вокруг такой леденящий уют, от которого всем светло". Разница культур - европейской и американской - тот самый лежащий между двумя лентами водораздел, перейти который не оказалось возможным. Даже несмотря на то, что "Впусти меня. Сага" стал долгожданным фильмом-возвращением британской киностудии Hammer, молчавшей последние 30 лет. А уж она-то знает толк в вампирских сказках.
Нельзя сказать, что режиссер Мэтт Ривз ("Монстро") не справился с поставленной задачей. Вряд ли американскую версию в наши дни можно было сотворить лучше - по-настоящему великих фильмов ужасов Америка нынче не производит. Но есть вещи, которые способны испортить впечатление всерьез и надолго. "Впусти меня. Сага" - все-таки не стандартный фильм ужасов, это история подлинной подростковой любви, пусть и замешанная на крови. Делая ставку на реализм ситуаций и правдоподобие отношений, следовало бы подойти к спецэффектам более тонко. Так, как это проделал шведский коллега Ривза Томас Альфредсcон. Но вместо кропотливой работы по старинке в ключевых местах возникают совершенно чуждые по стилю компьютерные кульбиты. Визуально это выглядит так, как если бы, к примеру, в "Молчании ягнят" во время кульминационной сцены в тюрьме Ганнибал Лектер и его жертвы вдруг превратились в горлумов-переростков. То, что уместно для фэнтезийных эпопей, не всегда годится для лент иного жанра. Этот самый контраст между поэтизированной картинкой "ста дней после детства" и мультипликационным мельтешением кровососущих сцен лишает фильм "фирменной" ледяной нежности. Той самой, что была свойственна ауре Свеаланда и прорастала сквозь вечную мерзлоту скандинавского оригинала цветами незабываемой печали. Со всем остальным дела обстоят более чем на высоте. И тем обиднее эти досадные промахи.
Анастасия Белокурова, InterMedia