"Дюна" - "Якутские бананы" **
На задней обложке альбома — крупный логотип "Радио Шансон", а в противоположном углу — маленький знак "Юмор FM". Собственно, эти два ярлычка исчерпывающе рассказывают о содержании пластинки, даже несмотря на то, что на "Юмор FM" звучит не так уж много юмористических песен, а "Шансон" у многих ассоциируется только с произведениями про телогрейки и заключенных.
Логотип "Шансона" больше, с песен этого формата диск и начинается. В принципе, это не первая попытка "Дюны" отмежеваться от имиджа великовозрастных придурков: солист Виктор Рыбин был вполне убедителен в своих лирических дуэтах с женой Натальей Сенчуковой, которая, похоже, больше всех заинтересована в "повзрослении" образа мужа. Но куда в предлагаемых нашим шоу-бизнесом условиях может "вырасти" "Дюна"? Разве что куда-то в направлении Стаса Михайлова — в интересы группы в области других жанров аудитория просто не поверит. Первые четыре трека диска - "Непременно-непременно", "Лондонская осень", "Расскажи мне" и "Женщина-кошка" - как раз и развивают тему взрослых и душевных песен. В них практически ничего не напоминает про раздолбайские золотые хиты "Дюны", а со Стасом Михайловым группу Виктора Рыбина здесь роднит некая неяркость репертуара. Ну да, "Дюна" способна петь "без придури", но отсутствие живописных фишек делает эти композиции бледноватыми и неконкурентоспособными. Хотя, если народ в восторге от г-на Михайлова, может, и у Рыбина есть шанс? Дальнейшее прослушивание альбома докажет, что сами музыканты "Дюны" в эту перспективу не верят.
Потому что с пятой песни группа возвращается в привычную епархию люмпенского юмора и музыки растянутых треников. За источник вдохновения авторы композиций №№5-11 взяли давнее популярное произведение "Дюны" "Коммунальная квартира", которая в тексте сравнивалась с "коммунальной страной". Тема беспроигрышная как в смысле удовлетворения культурных потребностей целевой аудитории, так и по минимальным творческим усилиям, затраченным на ее разработку. Теперь все не свалены в коммунальную кучу, а детям разных народов и их забавным, по мнению поэтов, приключениям посвящены отдельные композиции. Самые ходовые юмористические приемы здесь — высмеивание национальных особенностей (в вульгарном обывательском представлении о таковых), цитаты из квазинародной музыки, коверканье русского языка и передразнивание произношения. Названия песен звучат так: "Якутские бананы", "Реваз" (грузинский акцент, рифма "резин - грузин"), "Девушка с Крещатика", "Мусса Алиев" (о гастарбайтере, который "смелый и умелый и не сидит без дела"), "Любовь кошерная" (используется мелодия "Хава Нагила"), "Ара" (армянский акцент, произвольная расстановка падежей) и "Томас" (эстонский акцент, шутки о медлительности). В силу так беспокоящего г-жу Сенчукову имиджа "Дюны" эти слишком радикальные даже для эфира "Юмор FM" кривлялки и дразнилки в исполнении Рыбина и компании выглядят естественно и совсем не ксенофобски. Но и понравятся они только постоянной аудитории группы — неприхотливым провинциалам с пивными животами и в тех самых тренировочных штанах. И завершающий пластинку традиционный дуэт Рыбина и Сенчуковой на эту удручающую ситуацию повлиять уже никак не может.
Алексей Мажаев, InterMedia