Гарик Сукачев: "Мне нечего предлагать, кроме самого себя"
"Я всегда заранее представляю, что станут говорить о моем кино. Конечно, к тому, что тебя будут, образно говоря, бить по лицу, трудно подготовиться. Но мне привычна подобная ситуация еще со времен "Бригады С". Сначала с различных сторон на меня обрушивалась неприязнь, а потом - любовь. То же продолжается и сейчас. Только неприязнь переместилась в интернет.
Вот, скажем, фильм "Праздник". Он был облит ужасающей грязью всеми СМИ всего десять лет назад. Но тогда определения "патриотизм", "любовь к родине" рассматривались в нашей стране как нечто пошлое, над этим откровенно смеялись. А теперь все по-другому. И новые критики пишут совсем иные слова, а я разговариваю со студентами и могу заявить: эта картина меня переживет. И "Дом Солнца" - тоже. Хотя бы потому, что никто после меня такого не снимет".
(О СРАВНЕНИИ СЕБЯ С ТОМОМ УЭЙТСОМ)
"Я тебе скажу, что с Томом Уэйтсом меня начали сравнивать наши хиппари еще в 1982 году, при том что они его в глаза не видели. А в 1989-м, когда "Бригада С" гастролировала в США и мы играли там на лучших площадках (это Стас Намин совместно с американцами устроил такое турне), с нами работали телекомпания NBC и конкретно ее представительница, продюсер Кэтрин Пэри. После очередного нашего концерта, на вечеринке, к Кэтрин подсела милая девушка-брюнетка и, внимательно-удивленно посмотрев на меня, поинтересовалась: "Вам кто-нибудь говорил, что вы очень похожи на Тома Уэйтса?" Я ответил: "В России мне об этом говорили, но я его никогда в жизни не видел, только слушал записи". Она продолжила: "Вы даже говорите, как он". Оказалось, что она его ближайшая подруга-журналистка. "Хотите, - спрашивает, - я ему сейчас позвоню?" "Хочу", - говорю. Мы уже выпили к тому моменту. И она на моих глазах подходит к стоявшему рядом таксофону, дозванивается Уэйтсу и рассказывает ему (а он тогда жил в Лос-Анджелесе): "Тут русская группа "Бригада С". Отличные ребята. Том, приезжай. У них будет еще концерт в Нью-Йорке. Тебе понравится". И дает мне трубку. Я сказал ему: "Привет, Том". Он мне: "Привет, Игор. К сожалению, не могу к вам приехать, у меня в эти дни свои спектакли". А потом он прислал мне в Москву видеокассету со своим фильмом "Big Time", подписанную: "Гарику Сукачеву от Тома Уэйтса". Я включил видеомагнитофон и ужаснулся нашему сходству. На какой-то момент я вообще перестал себя осознавать, ибо у меня складывалось ощущение, что я - там, на экране".
(НЕ ПЛАНИРУЕТ ЛИ НОВОГО СТИЛИСТИЧЕСКОГО ПОВОРОТА)
"Мне нечего предлагать, кроме самого себя. Вспомни, что и Кустурица, и Брегович со своими музпроектами появились позже нас. Наверное, тогда наступило в Европе то самое "время цыган", одноименное знаменитому фильму Кустурицы. Но мы-то открыли для себя эту эстетику раньше, когда услышали Алешу Дмитриевича и Юсуп Бахшиев предложил нам с Саней Скляром записать такой репертуар. И мне не надо было ничего придумывать. А сейчас, когда мне пятьдесят, тем более. В молодости ты придумываешь, ты новатор. А дальше - пользуешься своими находками или углубляешь их. Это как забавная история о двух акынах, молодом и старом, приехавших на конкурс. Молодой, исполняя свои песни, стремительно перебирал пальцами по всему грифу, восхитил публику, а старый не спеша брал несколько аккордов. Потом к нему все подбежали с возгласами: "Вы привезли нам нового гения, какой виртуоз! А почему, кстати, вы, в отличие от него, играли так просто и спокойно?" Старый акын ответил: "Он молодой и пока ищет себя. А я уже давно нашел". Понимание приходит с опытом, и, как ты потом ни старайся, от своего почерка уже не откажешься".
(НЕ ХОЧЕТ ЛИ РАСПУСТИТЬ ГРУППУ ПО ПРИМЕРУ АЛЕКСАНДРА Ф.СКЛЯРА)
"Он довольно долго к этому шел. Ему потребовалась какая-то свобода, воздух. А мне не нужно никого распускать, ибо я легко ухожу в другие проекты, которые мне интересны. Сомнений не возникает. Есть только ответственность за людей, входящих в мою группу. Для Сани музыка - все, чем он занимается. Для меня она не главное дело в жизни, а одно из двух главных. Когда я говорю, что не являюсь музыкантом, не шучу".
(ЧЕМ БУДЕТ ЗАНИМАТЬСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ)
"Не знаю. До конца декабря я не определю, чем буду заниматься в первой половине 2011-го. Но своему директору сказал, что много выступлений планировать не надо. Только по пятницам и субботам, с таким расчетом, чтобы в воскресенье я мог быть дома. И при наличии работы в кино - в понедельник, в 8.30 утра, уже появиться на работе. За 15 лет все в группе к этому привыкли. Когда у меня что-то не срастается с новым фильмом, я сообщаю: ребята мы можем играть еще концерты или записывать новую пластинку. На новую пластинку материал, к слову, накопился уже давно. Просто пока не возникало особого желания ее записывать".
(ОБ АЛЕКСЕЕ БАЛАБАНОВЕ)
"Хотя я и не видел его последнюю работу, скажу, что его роль огромна. Это выдающийся художник. Меня оставил холодным "Морфий", привел в недоумение "Груз 200", довольно бесстрастно я посмотрел фильм "Война", но все остальные балабановские картины, и "Жмурки" в том числе (не потому, что я там снимался), вызывают у меня восхищение. Как всякий художник, Алексей очень непрост и подвержен своим демонам, но тем и отличается большой художник от маленького, что он может принести своих демонов людям. И люди на них отреагируют".
(О ЕВРОСОЮЗЕ)
"Вошедшие в него страны и так после Второй мировой друг с другом не воюют. Евросоюз - опасная модель. Я об этом подумал еще на стадии объединения европейских валют. Такая интеграция, на мой взгляд, нивелирует национальные черты каждого из государств".
(О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ)
"На эту тему уже поздно разговаривать. Мир глобализируется, смешение народов происходит стремительно. Так или иначе время государств, сформированных по национальной принадлежности, прошло навсегда. В Европе и Америке - уж точно. Идет большая миграция, переселение народов. Это данность, и ничего изменить нельзя".
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО ПЛАНИРУЕТ ПЕРЕСЕЛИТЬСЯ В БУДУЩЕМ В ОДНУ ИЗ БЛАГОПОЛУЧНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)
"Это скорее рассуждения о пенсионном возрасте, прежде всего связанном с медициной, защищенностью старости, спокойствием. И в России этого достичь, к сожалению, невозможно. Жена мне говорит: "Ты же там пропадешь..." "Конечно", - отвечаю. Но это же вечная дискуссионная тема. Ясно, что вряд ли такой переезд удастся. Но как идейка - совсем неплохо".
("Известия", 26.11.10)