"Сопрано 10" — "Сопрано 10" ***
Руководителя арт-труппы "Хор Турецкого" регулярно спрашивают, почему в его коллективе нет женщин. Михаил Турецкий терпеливо отвечает: потому что хор мужской. На самом деле подобный вопрос может возникать только у человека, который не видел выступлений "Хора Турецкого" не только живьем, но и по телевизору. В состав труппы входят такие экзотические голоса, как контртенор или бас-профундо, а также тенор-альтино Михаил Кузнецов, который исполняет женские партии… не то что бы "лучше любой женщины", но так, что, во-первых, обеспечивает солидную часть успеха представлений, а во-вторых, позволяет Михаилу Турецкому запросто обходиться в коллективе без представительниц прекрасного пола.
Тем не менее настойчивые вопросы сделали свое дело, и Турецкий подготовил ответ, как говорилось в фильме "Чародеи", "с размахом, по-сатанеевски". Что там одна-две солистки? Их будет десять, и они составят отдельный коллектив со своим шоу. "Сопрано 10" уже гастролируют с собственной программой и украшают вставными номерами выступления "Хора Турецкого". Данный диск выпущен не для продажи, а для промоушна — и он позволяет сделать некоторые выводы относительно новой идеи Михаила Турецкого и качества ее воплощения. К слову, в планы руководителя хора входит создание еще нескольких коллективов со схожей концепцией: большие составы, живой звук, масштабные шоу, разные жанры. Что заслуживает респекта хотя бы в плане оздоровления российского концертного бизнеса, где до сих пор практикуются фанерные выступления на фоне занавески.
В отличие от "Хора Турецкого", эксплуатирующего разнообразие голосов своих солистов, в женском проекте продюсер собрал только сопрано. Все выглядят хорошо и поют более чем профессионально, а чтобы их можно было как-то различать, голоса девушек обозначены в том числе такими диковинными терминами, как "фанк-сопрано", "рок-сопрано", "фолк-сопрано" и даже "драйв-сопрано" и "сопрано-интернешнл". Признаться, без видеоизображения распознавать солисток на слух пока затруднительно. Если мужской хор начинал с классики и еврейской духовной музыки, а уж потом начал смешивать это с "низкими" жанрами, то "Сопрано 10" сразу делает ставку на полистиличность. В промо-альбоме спокойно уживаются "Адажио" Альбинони, "Чаттануга чу-чу", "Ромашки спрятались" и "Simply The Best". Рука Турецкого чувствуется в богатых аранжировках, продуманном многоголосье и умении создавать для зрителя головокружительное развлечение. Впечатляет скорость перемещения группы между жанрами, в каждом из которых коллектив использует непременно узнаваемые произведения, не забывая остроумно смешивать "Sing It Back" Ройшн Мерфи с "Танцем маленьких лебедей", а "Bamboleo" - с популярной мелодией Валерия Зубкова из киносаги про Будулая.
Однако чрезвычайно эклектичный подбор репертуара оставляет у слушателя ощущение, что он находится в каком-то элитном караоке: опять "Старые песни о главном" - да, знакомые и хорошо исполненные, но сколько можно-то? К тому же почти все нерусскоязычные композиции стали здесь билингвальными, обзаведясь фрагментами русских текстов. Ну вот зачем "Адажио" Альбинони слова Ильи Резника? Наверняка не для просвещения публики, чем, несмотря ни на что, продолжает заниматься тот же "Хор Турецкого". Выходит, что проект "Сопрано 10" явно рассчитан на более непритязательную аудиторию и готов на заказ менять концертные залы на кабаки.
Алексей Мажаев, InterMedia