Вахтанг Кикабидзе: "Я болен 70 лет - живу с диагнозом "грузин"
"Человек совершенно не предполагает, что с ним будет завтра. Знаешь, я люблю говорить: "Пока мужчина хочет Ларису Ивановну, он живет..." Конечно, я тоже мечтаю о долгой счастливой жизни. Хочу работать, работать... Я же - профессионал, ровно 45 лет на сцене! Если ничего не делаю - мне тяжело, с ума просто схожу: давление поднимается, утром вставать с постели не хочется".
(О ПЕРИОДЕ, КОГДА ОН ДВА ГОДА СИДЕЛ БЕЗ РАБОТЫ)
"Еще в советское время. Все из-за того, что я отказался сниматься в фильме вместе с одной актрисой. Не спрашивай, не скажу ее имени. Она была очень известна, но мне не нравилась ее игра в кино. Я предложил режиссеру мелодрамы на выбор восемь других актрис. Он послушал меня и пошел жаловаться наверх, руководству студии. Артистка, с которой я отказался играть, была красива, с массой влиятельных поклонников... В общем, первыми мне позвонили организаторы концертов из Одессы: "Извините, Вахтанг, мы вынуждены отменить ваше выступление". Мол, был устный приказ высокого чиновника не давать мне работу. Два года я просидел дома в Тбилиси. Лишь когда пришел новый министр культуры СССР, я получил телеграмму, в которой меня срочно вызывали в Москву - выступить в "Лужниках". Но я ответил: "Нет, так не пойдет..." Не хватало денег на хлеб, ведь мне дали минимальную ставку, которую получал в 20 лет - семь рублей за концерт. Урезали все надбавки. Спасло кино. Я начал сниматься, и на заработанные деньги мог хоть как-то прокормить семью. В общем, после тех двух лет обиделся сильно. Но московское начальство не унималось, мне звонили, говорили, что это вина прежнего руководителя. Как обычно, в подобных ситуациях кивали на кого-то другого... Вот поменяется руководство в России - и окажется, что грузины и россияне братья навек. А виноват в конфликте был Вася или Вахтанг. Ничего нового..."
(ДАВНО ЛИ БЫЛ В МОСКВЕ)
"Ни разу с лета 2008 года, когда Россия напала на Грузию. Тогда я отменил свои юбилейные концерты в Москве. До сих пор приходят пачки писем от поклонников из России, но нечестно было бы с моей стороны петь сейчас там. У меня трое внуков, я не смог бы им в глаза посмотреть. 8 августа 2008 года отправился к своим близким в Батуми, тогда никто еще ни о чем не догадывался. Не доезжая Гори, это 50 километров от Тбилиси, позвонила дочь: "Вернись обратно, там бомбят..." Это даже представить себе трудно было! У меня отец в 1942 году под Керчью погиб - советский офицер. Я таки проехал тогда, но когда все увидел... 28 деревень просто сравняли с землей. Говорят, мозги и время все ставят на свое место. Будем ждать..."
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО НЕ ПОНРАВИЛСЯ ДАНЕЛИИ, КОГДА ТОТ ЕГО ВПЕРВЫЕ УВИДЕЛ)
"Так и было. По сценарию фильма "Не горюй!", мой Бенджамен был толстый, рыжий, потеющий, пьющий мужчина. У Данелия все актеры были подобраны, кроме главного героя. Уже заканчивался подготовительный период, поджимали сроки. Данелия в выборе актеров очень капризный. Попробовать на роль меня ему предложила великая актриса Верико Анджапаридзе - мама Софико Чиаурели. А Георгию очень не нравится, когда ему что-то советуют.
Вызвали меня в гостиницу на пробы. Данелия сидел на диване в номере - желтый человек, без тени улыбки на лице. Потом оказалось, он перенес болезнь Боткина. Курил одну сигарету за другой. И вдруг говорит: "Закричите!" "Как, - начал сопротивляться, - тут же люди живут, не могу". Мне дали почитать сценарий, но по лицу Данелия я понял, что не понравился режиссеру. Не получив приглашения, я через несколько недель с ансамблем уехал на гастроли в Турцию. И совершенно забыл о кино. Вдруг ночью в номере раздается звонок - срочно вызывают в представительство Советского Союза в Стамбуле. Думаю, дома, наверное, что-то произошло. Прибегаю, дают телеграмму от директора "Мосфильма": "Поздравляем актера Кикабидзе с утверждением на главную роль в картине "Не горюй!". По возвращении в Тбилиси меня в аэропорту встречал Данелия - ожесточенно махал рукой и улыбался. Таким радостным я его не видел никогда".
(ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ГЕОРГИЕМ ДАНЕЛИЯ)
"Мы с ним очень подружились. На самом деле я мало снимался, 27 картин у меня в багаже. Среди любимых, конечно, "Совсем пропащий", "Мимино", "Фортуна" Данелия. Он очень интересно работает с актерами. Я никогда не учил текст, потому что он рождался прямо на площадке. У нас с Данелия был негласный договор, что я прихожу на съемку, и мы все переделываем. И вот, зная, как работает Георгий, в один прекрасный день я подумал: "Я тоже так смогу!"
(О СВОЕМ ОПЫТЕ НАПИСАНИЯ СЦЕНАРИЕВ)
"Я ведь сочинял еще с детства. В 1979 году попал в больницу, у меня была серьезная операция - удаляли опухоль в голове. И пока лежал, восстанавливаясь, начал потихоньку сочинять новеллы. Жена сидела рядом с магнитофоном и все записывала. А когда вышел из больницы, перенес записи на бумагу. Правда, дирекции киностудии это не понравилось, сказали: "Ему эстрады мало?" Сценарий пролежал на полке несколько месяцев, пока из объединения "Экран" не приехали с предложением о съемках. Я сделал полнометражный фильм из четырех новелл всего за 32 дня. Потом его отправили на Международный фестиваль комедийных фильмов в Габрово (Болгария). Это было время, когда у меня даже не нашлось приличного костюма. Одолжил его у товарища и поехал в Габрово, сказав в Тбилиси друзьям: "Если у них есть вкус, моя картина должна взять Гран-при". Приезжаем, все очень помпезно: делегации солидные, режиссеры в строгих костюмах с бабочками. Мне даже стыдно стало надевать костюм, который привез, поэтому проходил в куртке. В Габрово я встретил своего друга - журналиста программы "Время" Валерия Макеева. На его старом драндулете мы сбежали с фестиваля, поехав колесить по Болгарии. Но на седьмой день нас "взяли" в гостинице города Пловдив. Оказалось, мой фильм получил первую премию и нас разыскивали по всей стране. Я свой режиссерский азарт полностью удовлетворил. В 1983 году снял еще одну картину - "Мужчины и все остальные". Только недавно опять взялся за перо и написал сценарий. Думаю, это будет моя лучшая работа. Название очень интересное: "Диагноз - грузины". Получается, я болен 70 лет - живу с таким диагнозом. История грустная и смешная. Как и все в моей жизни..."
("Факты и комментарии", 08.12.10)