"Щелкунчик и Крысиный король 3D": кошмар на Рождество *
Начало прошлого века. В славном городе Вене живет зажиточная семья — малохольный отец, мать-певица, чудная девочка Мэри (Эль Фаннинг) и ее малолетний брат. Накануне Рождества к ним в гости приходит их родной дядя Альберт. Ярко выраженный еврей с манерой речи в стиле Бубы Касторского дарит ребятишкам роскошный кукольный дом и деревянную игрушку, более всего походящую на недоделанного Пиноккио. Созданный, безусловно, на радость людям, мальчик-кукла по имени Щелкунчик не только ловко раскалывает орешки, но и обладает умением оживать. Используя чудеса магии, он уменьшает Мэри до своего размера и ведет ее за руку навстречу удивительным приключениям. Выясняется, что Щелкунчик — не кто иной, как заколдованный принц, чье королевство захватили мерзкие крысы и установили там новый мировой порядок. Цивилизованное общество оказалось в тисках тоталитарной машины. Люди днем и ночью работают на рудниках, а детские игрушки публично сжигаются на площади. Мэри решает помочь другу вернуть утраченную власть и в компании оживших кукол — рыжего клоуна, барабанщика-негритенка и шимпанзе в костюме - вступает в схватку с Крысиным королем (Джон Туртурро) и его престарелой мамашей.
Старая сказка Гофмана "Щелкунчик" - безупречный пример романтичной готики и напоминает стеклянный шар с падающим снегом. Нежная мрачность этой истории уводит в мир фантазий и первой подростковой любви серпантиновыми дорожками хрустальной ясности. В ней до сих пор можно ощутить подлинное волшебство — именно таким многим казался в детстве Новый год. И чем не повод сотворить чудо в канун Рождества и перенести эту мандариново-марципановую элегию на экран, озвучив ее знаменитой музыкой Чайковского?
Но мы живем в мире, где коммерция давно заменяет людям здравый смысл. Чтобы привлечь в кинотеатры публику разных лет, было задумано изменить возраст главных героев — сделать их маленькими детьми, но при этом наделить способностью выражать мысли подростковым сленгом. Чтобы и тинейджерам что-то перепало и они без проблем узнавали в персонажах себя. Для взрослой аудитории подброшена парочка шуток про доктора Фрейда и теорию относительности и, самое главное, аллюзия на Холокост. Для большей невыносимости зрелища в ткань повествования вплетены песни, которые, мягко говоря, находятся за пределами добра и зла — за такое отношение к Чайковскому необходимо вводить жесткие карательные меры, он-то в чем виноват? Технологии 3D оправданы в паре-тройке сцен, в остальных случаях вызывают откровенную головную боль. Более того, контраст между елочным великолепием рождественских чудес и стимпанковским визуальным решением мира крысиных бегов режет глаз похлеще компьютерных изысков. Вдобавок Крысиный король загримирован под Гитлера, говорит голосом Киркорова, а его сподручные выряжены в немецкую форму. Представьте себе, к примеру, новую экранизацию истории Джекила и Хайда, в которой доктор периодически превращается в лидера нацистов — абсурд налицо.
Сложно назвать фильм последних лет, который повергал зрителя в эмоциональный коллапс такой глубины. Если бы это преступление против мировой культуры оказалось перформансом радикального художника, ненавидящего публику и решившего устроить ей свой личный маленький холокост, — в этом был бы стиль, точечный удар по тем, кто не оценил как должно предыдущие творения мастера. Но пресс-конференция с режиссером доказала обратное. Кончаловский долго и, похоже, совершенно искренне говорил о том, что хотел снять семейное кино на стыке Гофмана и Чайковского, способное пережить не одно поколение детей, ссылался на свои ориентиры, мило вспоминая "Бэмби", "Мэри Поппинс", "Волшебника из страны Оз" и "Короля Льва". "Щелкунчик" же получился реальным антиподом вышеперечисленным фильмам и никогда не встанет с ними в один ряд. А треск, с которым лопнул этот многообещающий проект ценой в 90 млн. долларов, рискует стать главным кошмаром, преподнесенным зрителям на Рождество.
Анастасия Белокурова, InterMedia