Григорий Лепс - "Водопад Live" ****
Итак, это запись состоявшегося год назад в "Олимпийском" концерта-презентации диска "Водопад". Три часа живого звука, полные трибуны, все хиты и лучшие новинки, бла-бла-бла… Затейливая конструкция на заднике сцены, в лучшие моменты правдоподобно изображающая водопад, а в моменты простоя — неопрятную седую бороду Деда Мороза-гиганта. С выдумкой изданный DVD с книжкой-раскладушкой внутри — правда, текст в буклете сводится в основном к заклинаниям пресс-релизного толка, а на фотографии публики самым счастливым зрителем выглядит генеральный директор "Мистерии рекордс". Ну, собственно, понятно, что может получить покупатель видеозаписи концерта Лепса в СК "Олимпийский" - и он это получает в лучшем виде, деньги на любимые песни не будут потрачены зря. Но диск интересен далеко не только этим.
Многие годы эстрадный артист был для населения эталоном хорошего вкуса — в одежде, поведении, да в чем угодно. Муслим Магомаев, Сергей Захаров, Лев Лещенко хорошо пели, выглядели, как боги, держались с достоинством. Если кто-то в быту начинал элегантно одеваться, его тут же насмешливо обзывали "артистом". Для населения поход "в концерт" был актом приобщения к культуре, даже к Культуре. А те, кто мечтал оказаться по той стороне кулис, должен был в качестве аксиомы принять эти поведенческие устои и придерживаться их не только на сцене, но и в жизни: посмотрите на Лещенко с его вечной мудрой улыбкой и выверенными жестами.
Теперь посмотрим на Григория Викторовича Лепсверидзе 47 (на момент съемки) лет от роду — DVD для этого даже удобнее, чем личный визит на концерт, где не всегда хорошо видно. Условно элегантная одежда сидит на нем так, будто он в ней только что спал. На лице — дурацкие очки, как у кота Базилио. Внешность стремная. Прическа в стиле "шансон". В правой руке, как правило, микрофон, а левую девать особо некуда, поэтому артист держит ее в левом ухе. От сценических движений Лепса должны испытывать глубокие моральные переживания любые оказавшиеся у телевизора хореографы: местами жестикуляция очень уж напоминает нервные конвульсии, а импровизированный жонгляж микрофоном заставляет думать о Григории как о выпускнике секретной школы вокалистов-паралитиков. Странная манера общения с залом: "Вообще я редко бываю здоровым"; "Подарок с Украины? Большое спасибо, Украина, газа все равно не будет". Словом, не зря один давний заголовок на ленте новостей InterMedia гласил: "Григорий Лепс не был пьян, он просто такой человек".
За спиной вокалиста весь концерт маячит любимец девушек и операторов, гитарист Денис Катасонов. За ним тоже интересно понаблюдать. Музыкант принимает характерные для гитаристов героические позы, и непонятно — это часть отрепетированного шоу или искреннее плавание по волнам музыки? В прежние годы рокер, уходящий в сопровождающий состав к условному Юрию Антонову, вызывал у коллег сожаление: мол, понятно, денег хочется, но как же можно предавать рок в угоду филармонической эстраде? Глядя на Катасонова, на вид похожего на футболиста молодежной сборной, совсем не думаешь уже о каком-то предательстве ради теплого местечка. Потому что вполне может быть, что работа в живом коллективе одного из лучших вокалистов страны — и есть вершина профессиональных амбиций гитариста, который у Лепса может давать такого рока, какой не найдешь у иных идейных инди-музыкантов.
Когда-то в рецензиях я переживал, что талантливый певец Лепс, справившийся с алкоголизмом и вышедший из сочинских ресторанов на большую эстраду, все время оказывается между жанров и тусовок: и не шансон вроде, и не блюз-рок, и песни вроде недостаточно хитовые. Дальнейшее развитие событий (и этот DVD) лишний раз доказали справедливость формулы о прогибании под изменчивый мир. Лепс шел своим путем, не торопился приникать ни к каким стаям — и теперь уже не надо толкать его к каким-то жанрам, осталось придумать определение его собственному. Это история о том, как талант, харизма и упрямство способны менять мир вокруг. Это поучительная история для тех, кто пытается попасть в формат и за чередой компромиссов полностью теряет себя. Кстати, не исключено, что эти податливые любители компромиссов постараются вскочить на подножку уходящего трамвая и вот-вот начнут, подобно трендмейкеру Григорию Лепсу, на концертах дергаться, орать, ковырять в ухе и шутить невпопад. Да еще будут удивляться, почему это "Олимпийский" на них не собирается.
Алексей Мажаев, InterMedia