Варя Демидова — "12 отличий" ***
Варя Демидова живет в Перми, играет на пианино, пишет и поет песни. Песни получаются довольно милыми, но очень подражательными. Подобный репертуар пытаются сочинять девчонки, наслушавшиеся Земфиры и "Ночных снайперов" - редко эти песни удается услышать кому-то, кроме подруг, но в случае с Варей Демидовой круг слушателей оказался куда более широким, потому что девушкой заинтересовался лейбл "Снегири". Сложно предполагать, на что именно он "купился" - на попытки нестандартно мыслить в текстах, задорную компиляцию лучших идей женского рока или просто на обаяние молодости. Но Варя была приглашена в Москву и с помощью Михаила Габолаева записала свой дебютный альбом. "Снегири" вообще умеют делать музыку обаятельной — у них даже с Найком Борзовым такой трюк прошел. Материал Вари Демидовой в этом отношении был еще более благодатным: Габолаев убрал шероховатости, оставив их только в текстах, и превратил потенциальную самодеятельную "антиГрушу" в проект с вполне качественным звучанием. Когда "Снегири" начали выкладывать в сеть некоторые треки своей новой артистки, могло показаться, что Демидова — это такой театральный проект с налетом "арта" и сумасшедшинки: первой была песня "После сожжения" с ломаным ритмом и небанальным сюжетом. Но — показалось. На поверку выяснилось, что в "После сожжения" больше Земфиры, чем сумасшедшинки. То же получилось и с последующими композициями: они были ладными, обаятельными, небезынтересными в текстовом отношении — однако им не хватало индивидуальности. Это немножко напомнило других "снегиревских" подопечных — группу "Архип и его Алиса", найденную продюсерами чуть ли не в электричках. Олег Нестеров и Михаил Габолаев долго возились с тем, чтобы воссоздать атмосферу уличной вольницы в студии, и после 20-кратных попыток таки добились своего. Что ж, альбом "Архипа и его…" оказался симпатичным, но не более того, и широкого резонанса не получил. Варя Демидова на своем дебютнике представила интересный микс, в котором наивные "девачковые" "хоум-аудио"-песни упакованы во "взрослые" студийные аранжировки. Вышло опять-таки симпатично, позитивно, даже трогательно, но целевая аудитория этой работы как-то не очень вырисовывается, да и дальнейшие перспективы певицы остаются в тумане.
Впрочем, в этом простодушном пропуске во внутренний мир творческой девушки, возможно, и заключается фишка проекта. Во внутреннем мире творится черт-те что, и проигрыш, утащенный у группы, прости господи, "Восьмая Марта" (трек "12 отличий"), запросто уживается с симфо-помпезностью "Earth Song" Майкла Джексона ("Нож") или "Шизгарой" ("Твой голос в метро"). Варя Демидова тяготеет к длинным строчкам, которые не всегда подчиняются мелодии: в эти моменты ее манера больше похожа на речитатив, но не проговоренный, а пропетый, причем весьма приятным голоском. Зато когда мотив веско вступает в свои права, музыка становится похожей на советскую эстраду ("Напомни"). Напомним, что Варя пианистка, поэтому в ряде песен фортепьянные вступления оказываются едва ли не важнее пения. Ну и тексты: Демидова исполняет их от лица лирической героини, попадающей в непростые ситуации — в аварию, например, или на костер (я уж молчу про любовь и отношения, там тоже "все сложно"), - и выпутывающейся из них, надо сказать, с изяществом, вызывающим уважение к упомянутому выше внутреннему миру автора.
Алексей Мажаев, InterMedia