Владимир Холстинин ("Ария"): "Если в группе есть лидер, вокруг него, как правило, болото"
"Если группа не умеет сама писать тексты, то проблемы неизбежны. Тем более что с годами растет требовательность, все понимают, что надо сделать лучше, чем было, а лучше не всегда получается. Если ты сам можешь себе позволить полтора года работать над музыкой одной и той же песни, чтобы она наконец зазвучала достойно, то чужого человека трудно заставить переделывать текст по многу раз. Не все соглашаются, многие считают нас деспотами, называют нашу требовательность издевательством. "Был же прекрасный текст, зачем его переделывать?" — обычная история".
(О РАЗВИТИИ МУЗЫКИ)
"Я не думаю, что тяжелая музыка будет куда-то развиваться, потому что она давно стала классической. Процесс генерации устойчивых прототипов завершен, дальше начинается либо компиляция, либо смешение с другими стилями. Сыграть быстрее и тяжелее уже нельзя, но можно добиваться более качественного звучания и более качественной записи с помощью современной техники. Если сравнить записи 1980-го года и сегодняшие — конечно, различие существенное. А сама музыка по-прежнему использует те находки, которые были в конце 70-х — начале 80-х. Больше того — группа Black Sabbath еще в начале 70-х играла на гитаре в пониженном строе, записывая две гитары в унисон, и перегрузка усилителя была примерно такой же, как сейчас. Так что всЈ, что мы делаем — усовершенствуем придуманное 40 лет назад. А пути развития я вижу в смешении с другими жанрами, даже необязательно музыкальными. Аудиозапись как таковая перестает играть ту главенствующую роль, которую она играла в молодости для нас. Мы каждую пластинку ждали, как праздника: новые диски Pink Floyd или Uriah Heep изучались от корки до корки, от буквы до буквы. Каждая фотография, каждая буква текста, каждая указанная на диске фамилия — все училось наизусть. Попробуй сейчас кому-нибудь предложить прочитать в буклете "спасибы" — нынешние покупатели и названия песен-то не считают нужным прочитать. Музыка стала элементом каждодневного фона, более доступной и распространенной. Возможно, следует ожидать ее смешения с видеорядом, с компьютерной графикой. Это уже происходит. Но новые жанры пусть осваивают молодые группы, а нам нравится играть музыку, изобретенную в прошлом веке. Единственное, что нас удивляет — почему на концертах столько молодых лиц. Мы специально для этого ничего не делаем".
(ПОЧЕМУ ДРУГИЕ РОССИЙСКИЕ МЕТАЛЛИСТЫ НЕ ДОТЯГИВАЮТ ДО "АРИИ" В ПОПУЛЯРНОСТИ)
"Мы думали об этом, но ответа не нашли. В 80-х годах в жанре было несколько известных групп — кроме "Арии", это "Черный кофе", "Круиз"… Металлические фестивали с их участием всегда собирали полные стадионы. В начале 90-х движение стихло, совпав с экономическим и политическим кризисами в стране. Почти все группы прекратили свое существование — либо уехали за границу, либо разошлись. Из тех, кто с нами начинал, сейчас не осталось почти никого. У появившихся позже подражателей не было нашей истории и любви двух поколений, ведь многие наши нынешние зрители услышали "Арию" от родителей, на концерты ходят семьями. Подражателям всегда тяжело. Когда мы начинали, мы же не старались кого-то копировать: наоборот, тогда за эту музыку можно было получить по голове не только от идеологических структур, а даже от музыкантов. Были коллеги, которые, посмотрев наш концерт, называли его безобразием и говорили, что из-за таких, как мы, люди не любят рок-музыку. Но если вывести этот вопрос на тему, что делать, чтобы добиться успеха, мы тоже вряд ли чем-то поможем. Мы свой путь к успеху выбрали в 1985 году. Он был непростым, но правильным. Сейчас все по-другому: интернет дал возможность обнародовать любое свое произведение сиюминутно, качество техники позволяет дома сносно записать песню и т.д. Раньше нам надо было мечтать о том, как попасть на студию, где найти на это деньги, а сейчас все проще в плане возможностей для самовыражения и рекламы. Цензуры нет, тысячи групп что-то записывают и выкладывают. Как выделиться из этой толпы? Банально, но нужны талант и упорная работа. Даже когда группа "Ария", казалось, никому не была нужна, мы продолжали записывать песни и репетировать. Не для того чтобы вернуться на стадионы и продать миллион пластинок, а просто потому, что это наше любимое дело. Заранее просчитывать успех, мне кажется, неправильно, а сейчас такой прагматизм у молодых групп процветает. Когда мы после раскола вели переговоры с некоторыми музыкантами, часто слышали такой ответ: "Ну да, это очень лестное приглашение, но ведь придется менять образ жизни, на гастроли ездить". Такой человек никогда не будет играть в нашем ансамбле, потому что тут не только на гастроли надо ездить, тут может быть что угодно: периоды, когда не платят ни копейки и даже когда надо свои деньги приносить, чтобы репетировать. Когда мы начинали свою карьеру, люди были готовы отдаваться музыке до конца, тратить на нее все свое время, силы. А сейчас труднее найти таких "придурков" (смеется). Но у нас всегда будут играть только такие! Я не могу себе представить, что 25 лет назад отказался бы от возможности профессиональной музыкальной деятельности, хотя больших денег мне никто не сулил. А теперь появилось поколение людей, которые предпочитают гастрольным тяготам твердую зарплату менеджера среднего звена".
(О СОЦИАЛЬНЫХ ТЕКСТАХ)
"У нас есть песня "Патриот", написанная сразу после событий на Дубровке, и целый цикл композиций, затрагивающих какие-то проблемы. Но нам не хочется писать сиюминутные тексты — о том, что актуально прямо сейчас. Всегда хотелось писать о каких-то вечных вещах, а не об узких проблемах. Пройдет десять лет, и многим будет непонятно, зачем написана эта песня, о чем она вообще. Когда нас спрашивают о песне "Обман", про какого она императора, я отвечаю: да хоть о каком. Бери и к любому примеривай — всЈ подойдет. Но хорошо, что теперь мы не обязаны писать на военно-патриотическую тематику. У нас стало меньше песен на исторические и мифологические сюжеты, но совсем превратиться в остросоциальную группу все равно не получится, жанр не позволит".
(О ФИЛАРМОНИЧЕСКОМ ОПЫТЕ)
"Мне это никакого опыта не дало, я практически и не успел поиграть в каких-то ВИА. Единственная профессиональная группа, в которую я входил до "Арии", - это "Альфа", но после первой же гастрольной поездки нас выгнали на улицу (смеется). В 1984 году Министерство культуры вдруг решило проверить, что происходить на эстраде, и взялось прослушивать музыкальные группы. Нас вообще не хотели пускать на это прослушивание… Репертуар должен был состоять из песен союза композиторов на стихи союза писателей, а у нас были вещи собственного сочинения. В филармонии сразу сказали: "Пошли вон!" (смеется). Но мы были настойчивы в желании показать свою программу, руководитель группы Сергей Сарычев не верил, что "Альфу" могут запретить. "Песни-то хорошие, - говорил он. — На стихи Есенина, например, что в этом плохого? Песни добрые, про театр, про моряков". И вот мы вышли на прослушивание, Сарычев по этому случаю купил пиджак, стал таким Томом Джонсом… Но у него была проблема с глазом, он в детстве получил травму, поэтому выступал в черных очках. Комиссия как эти очки увидела - рассвирепела: что это, он нас совсем не уважает, вон со сцены. Так что моя филармоническая работа продолжалась ровно 55 дней. Кому-то больше повезло, но я считаю, что в плане опыта особого толка от нее не было".
(ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОН ЛИДЕРОМ ГРУППЫ)
"Нет. У нас все участники пишут музыку, кто больше, кто меньше, но мне принадлежит меньше половины песен. Может, такое ощущение от того, что я здесь больше всего лет нахожусь? У меня нет права вето, всЈ решает коллектив. Я, конечно, могу уговаривать, убеждать, но если все будут против, я ничего поделать не смогу. Вообще мы не доводим до таких ситуаций, когда надо хлопать по столу и орать: "Я тут старше всех, поэтому делайте, как я сказал!" Работа в группе — это всегда большой компромисс. Иногда бывают болезненные вопросы, которые мы долго не можем решить, но мы стараемся находить компромисс. С годами стало понятно, что мы сильны своей командой, а не по отдельности. Никто даже не хочет заниматься сольной карьерой — не потому, что боятся, просто в группе интересно, она сама себя развивает. Если тебе сегодня лень чего-то делать, подтягиваешься, глядя, как работают остальные. Здоровая конкуренция подхлестывает. А если в группе есть лидер, вокруг него, как правило, болото. Он приходит и всех начинает гонять, чтобы они работали. Они из-под палки что-нибудь делают, иногда не делают".
(О РАСКОЛЕ ГРУППЫ)
"Каждый, вспоминая свою жизнь, предполагает, что в некоторых моментах поступил бы по-другому, чтобы избежать ошибок. Но если мне придется прожить еще одну жизнь, в которой я буду играть в группе, из которой через 17 лет решит уйти вокалист, я не думаю, что отнесусь к этому тепло и радостно. Мне всегда казалось, что мы должны быть командой до конца. Я преклонялся перед группой Rolling Stones и считал, что мы должны всю жизнь прожить вместе. А когда человек, который прошел с тобой самые трудные периоды, в какой-то момент говорит, что, пожалуй, справится и один, то я не могу это воспринимать иначе как предательство. Естественно, каждый из нас имеет право встать и выйти, крепостных нет. Если меня завтра пригласят в Judas Priest, я тоже сразу попрощаюсь, скажу: "Молодцы, ребята, спасибо, выручили". Но когда ты отдаешься делу без остатка, а тебя в середине процесса кидают, сложно не относиться к этому с обидой. Основная проблема заключалась в том, что из группы решил уйти вокалист. Когда из успешной команды уходит инструменталист, всегда есть возможность взять на его место более сильного. Музыкантов много — работы мало. После первого развала в 1986 году мне позвонило пол-Москвы, хотя за год до этого музыкантов приходилось уговаривать к нам прийти. Никто не хотел приходить пробоваться, поэты отказывались писать нам стихи, говорили: да кто вы такие? Зачем нам писать для рок-группы, которую никто не услышит? Музыканты тоже опасались, что будут репетировать два года, а выступать группе так и не разрешат. Зато как только пришел успех, отбоя от желающих нет. К сожалению, вокалиста среди них найти гораздо сложнее, чем инструменталиста".
(О СОЛЬНЫХ АМБИЦИЯХ)
"У нас почти никто сольников не выпускал. Зато каждый может написать песню или поучаствовать в подготовке к шоу. Если бы была диктатура и все бы писал один лидер, тогда, наверно, люди бы были недовольны и пытались выразить себя на стороне. У нас есть возможности для самовыражения — да те же новогодние концерты, когда можно сделать из ряда вон выпадающее, сыграть на экзотическом инструменте или спеть песню в любом стиле. Я, наверно, самый счастливый здесь человек, потому что группа "Ария" на 99% соответствует тому представлению о музыке, которое у меня сложилось в детстве. Все свои идеи мне, как правило, удавалось принести в группу и применить на практике. Даже инструментал "На крыльях ветра", который, казалось, подходит только для какого-то сольного проекта, оказался уместным в качестве бонуса на сингле. Я обрадовался, что не надо сольный альбом писать".
(Звуки.Ru, 21.12.10)