Игорь Саруханов — "Алые паруса" ***
54-летний Игорь Саруханов давно не выпускал новых дисков, и казалось, что особого смысла этого делать у него уже нет. Всякие "Новые коллекции" и "Любимые песни" - это пожалуйста, а вот зачем выпускать пластинки со свежими песнями, если нескольких старых хитов хватит для успешных гастролей еще лет на двадцать? Ответ "незачем" весьма популярен у российских эстрадных артистов средних лет, которые, если чем и пытаются удивить публику, так это не новым творчеством, а скажем, сногсшибательными рецептами в кулинарных передачах. Но иногда возникает некий импульс, заставляющий сытых и успешных исполнителей отправиться в студию и выйти оттуда с новой пластинкой и огромным желанием поделиться ею со зрителями. Считается, что аудитория с огромным трудом привыкает к чему-то новому и готова слушать прекрасное старье в любых дозах. Это так, но в принципе лень и нелюбопытство людей по ту сторону экрана преувеличены: если они любят какого-то исполнителя, неужели откажутся ознакомиться с результатами его новых творческих озарений? Нет, послушают с интересом и что-то, может быть, даже добавят к списку своих музыкальных предпочтений.
Для Игоря Саруханова импульсом для создания "Алых парусов" стало рождение дочери Любочки — зрелый музыкант дебютировал в качестве молодого отца, и эти эмоции отразились в новом цикле песен. Примечательно, что круг затронутых здесь тем был существенно расширен по сравнению с привычными сарухановскими романтичными балладами о любви. Манера осталась вполне узнаваемой, но в текстах появились неожиданные сюжеты — например, о провинциалках, покоряющих Москву, или о Великой Отечественной войне. Ключевая песня пластинки так и называется — "О войне". Как ни странно, текст автобиографичен: "И я пел тридцать лет о любви, был уверен, что слышат меня, ведь у нас эти чувства в крови, тяжело выживать, не любя. Вы простите, солдаты, меня, что ни слова не спел о войне. Может быть, о любви говоря, возвращал вас к любимым во сне". К финалу этой печальной баллады автор находит точный способ увязать тему войны со своим творческим кредо: "Я прощенья сегодня прошу у солдат, не узнавших любви". Что ж, хорошей песней о войне стало больше, хотя от Саруханова этого вряд ли ожидали.
Более спорной оказалась песня "Ты приехала в Москву": "Ты приехала в Москву из Саратова и нашла себе меня неженатого". Несколько частушечный подход отдает здесь дурновкусием — но будем считать, что юмористическая тема Игорю пока не очень дается. Зато органично выглядит нежная "Лялечка в конвертике", где записан даже голос совсем крошечной дочки: впрочем, тем, у кого детей нет, текст может показаться приторным сюсюканьем. В своей фирменной любовной лирике Игорь Саруханов тоже выходит на новую проблематику: "Он не твой" повествует об окончании любви и веско призывает лирическую героиню отпустить разлюбившего, а в "Не дай упасть в твоих глазах" тоже все непросто. Стремление слегка отойти от образа романтика с гитарой кое-где приводит автора "Скрипки-лисы" и "Дорогих моих стариков" к курьезным результатам. Например, среди десяти песен есть композиции с названиями "Ты стала женщиной" и "Непорочная" (!), а особо внимательные слушатели могут уловить чрезмерно натуралистичные подробности в треке "Что же это у нас", который начинается со строк: "Мы с тобою, словно дети, делим неделимое. Что-то есть в твоем секрете еле уловимое". В музыке же подобных "блох" найти не удастся: единственная претензия к ней — узнаваемость. Но с этим ничего не поделаешь: большинство своих струн Саруханов уже давно подобрал. Финал пластинки доказывает, что смелые поиски новых форм ни в коем случае не отменяют давно наработанного профессионализма: трек-лист завершают новогодняя песня "Новый год" и красивая заглавная композиция, в которой молодой отец мечтает, как его дочь подрастет и дождется, как Ассоль, своих алых парусов.
Алексей Мажаев, InterMedia