Киноитоги 2010 года
Картина "Воображаемые любови" канадского вундеркинда Ксавье Долана, открывшая 4-й международный кинофестиваль "Завтра", стала одним из самых ярких артхаусных киновпечатлений года благодаря ироничному взгляду режиссера на себя и свое поколение. Зрителей и критиков подкупает не столько очевидная синефилия 21-летнего Долана (отсылки к Трюффо, Годару, Бертолуччи и Озону), сколько болезненная "новая искренность", с которой он увлекательно рассказывает о "менаж а труа" в декорациях осеннего Монреаля.
Многострадальный "Призрак" Романа Полански, представленный в качестве фильма-сюрприза на ММКФ и рассказывающий о нелегкой доле "литературного негра", стал эталоном жанра "политический детектив", по крайней мере, в этом году, и привлек к себе внимание вне зависимости от судьбы его создателя.
Лучшей анимационной лентой можно назвать картину Пьера Коффена "Гадкий я", главный герой которой — обаятельный злодей Грю — задал в этом сезоне моду на положительных отрицательных персонажей, а 3D-эффекты выполняют свою прямую функцию: погружать зрителя в действие, развлекая, но не отвлекая.
Титул самого обсуждаемого фильма по праву получает фантастический триллер "Начало" Кристофера Нолана. Запутанный (подозреваем, ненамеренно) многоуровневый сюжет картины вызвал множество споров и версий происходящего, а обсуждение финальной сцены — "Упал ли волчок?" - породил несколько интернет-мемов. Впрочем, Нолану не привыкать: леджеровский Джокер из "Темного рыцаря" с его неизменным "Why So Serious?" в свое время разошелся на сотни юзерпиков.
"Брестская крепость" совместного производства России и Белоруссии, снятая Александром Коттом и спродюсированная Игорем Угольниковым, стала редким примером достойной отечественной картины, рассказывающей о начале Великой Отечественной войны без патриотического пафоса.
Снятый Заком Снайдером (режиссером "300 спартанцев" и "Хранителей") мультфильм "Легенды ночных стражей" можно счесть лучшим в техническом плане. Его главные герои — совы - наделены практически человеческой мимикой, а полеты, выполненные в 3D, потрясают своим размахом. Не случайно "Легенды" называют "совиным "Аватаром".
Сиквелом года становится "Железный человек-2". Джону Фавро удалось сделать продолжение похождений обаятельного циника, бизнесмена и супермена с пламенным мотором вместо сердца не только еще более увлекательными и зрелищными, но и добавить в них щедрую порцию иронии. А перформансы хакера-рестлера Ивана Ванко в исполнении Микки Рурка с его типично русской манерой пить водку из горла, а также Скарлетт Йоханссон в роли спецагента Наташи Романофф не могли не порадовать отечественного зрителя.
Второй фильм Бена Аффлека "Город воров" оказался одним из наиболее высоко оцененных западными критиками проектов. Крепко сколоченная криминальная драма, по большому счету, проигрывает лучшим работам в этом жанре, но на общем фоне смотрится выигрышно и, безусловно, относится к личным достижениям режиссера и актера Бена Аффлека.
Наконец, фильмом года можно назвать долгожданную "Социальную сеть" Дэвида Финчера - разговорную драму о том, как в одночасье стать миллионером, нажить тысячи виртуальных друзей и десятки реальных врагов, держащую зрителя в напряжении все два часа экранного времени. 6 номинаций на "Золотой глобус", включая "лучший фильм" и "лучшего режиссера", свидетельствуют о том, что "Социальная сеть" покажет себя и на 83-й церемонии "Оскар".
Денис Шлянцев, InterMedia