"Ю-Питер" — "Цветы и тернии" ***
"Наутилус Помпилиус" - это не только статичные позы и рвущие душу интонации, но и стихи Ильи Кормильцева. Большинство классических песен "Нау" написаны тандемом композитора Вячеслава Бутусова и поэта Кормильцева. У Бутусова были и собственные тексты, но он явно не чувствовал себя в амплуа поэта органично на сто процентов. Потом творческие пути Бутусова и Кормильцева разошлись, а затем поэт умер. Вячеслав Бутусов давно научился обходиться без экс-соратника — к тому же и изменившееся время больше не требовало от песенных текстов пронзительных интонаций. В своей новой группе "Ю-Питер" Вячеслав Бутусов добился нескольких музыкальных удач, фрагментами даже сохранив актуальность, которой давно не могут похвастаться его сверстники-коллеги. Среди текстов тоже попадались неплохие, картины по крайней мере они не портили, хотя Бутусов-поэт мог увлечься какими-то малопонятными абстракциями. Как бы то ни было, познакомившись с поэтом Александром Логиновым, лидер "Ю-Питера" явно испытал облегчение. Мысли и приемы г-на Логинова оказались созвучны музыке Вячеслава Бутусова, и последний написал на его стихи целый, за редкими исключениями, альбом "Цветы и тернии". Новым Кормильцевым Логинова мы объявлять не будем, но тандем сложился весьма толковым: трагизма и социальщины нет, но этого теперь и не требуется. Зато философия Бутусова благодаря текстам нового автора стала чуть конкретней и понятней, а музыка "Ю-Питера" под эти стихи звучит естественно и невымученно, вдохновляя группу на аранжировочные фантазии и эксперименты. Еще одна песня на альбоме написана на текст супруги Бутусова Анжелики Эстоевой, а самая известная — "Дети минут" - на стихи Виктора Цоя.
Доделав песню, для которой Цой не успел написать музыку, Вячеслав сумел сохранить как дух группы "Кино", так и собственную манеру. Получился вряд ли хит, но очень крепкое произведение. Вообще постоянное общение с наследием Цоя (в "Ю-Питере" играет гитарист "Кино" Юрий Каспарян, и группа нередко играет песни Цоя) не могло не наложить отпечаток и на композиторские приемы Вячеслава Бутусова. Так, открывающая "Цветы и тернии" композиция "Глаза" вполне могла бы принадлежать группе "Кино" - поэт Логинов тоже с удовольствием включился в игру и написал текст из рубленых строчек в стиле Виктора Цоя. К счастью, Бутусов слишком самодостаточен, чтобы увлекаться апологетикой, и следующая песня "Скалолазы" напоминает скорее ранний "Нау", что-то типа "Гороховых зерен", с поправкой на возросшее аранжировочно-инструментальное мастерство. "Это" - вкрадчивая баллада специально для поклонников Бутусова, "Прятки" отличаются прекрасным гитарным вступлением, а в "Что же я такого" слышны отголоски советских ВИА. В "Чистом плюсе" и "Враге" солист делает небезуспешные попытки отойти от своего меланхолического пения, и получаются почти что боевики. Затем идут песни "Цветок" и "Терновник", символизирующие основную мысль альбома, что при всей их кажущейся противоположности цветы не всегда легко отличить от терний. А композиция "Невесомость" демонстрирует умение поэта Логинова выводить бытовые зарисовки на философские выводы. Возможно, дальнейшее сотрудничество Бутусова и Логинова приведет к более ощутимым открытиям, однако уже сейчас они сделали ладно скроенный альбом, как минимум половина песен которого достойна попадания в "Чартову дюжину".
Алексей Мажаев, InterMedia