"Начало века" — "Формы времени" ***
Это третий альбом фолк-рок-группы "Начало века", выпускающей пластинки каждые три года. К нынешнему релизу термин "фолк-рок" остался скорее напоминанием о дебютном диске "На грани фолка", в котором коллектив современными инструментальными средствами перерабатывал старинные народные произведения. Далее "Начало века" двинулось в сторону авторского материала: группа не стала пытаться оседлать фолк-тренд (после триумфа "Мельницы" пошедший к тому же на спад) и предпочла заниматься тем, что ей самой интересно. В результате сегодня "Начало века" сложно отнести не то что к какой-нибудь тусовке, но даже и к определенному жанру. Третья пластинка звучит очень эклектично — есть треки, в которых ничто не напоминает о фольклорных корнях. Некоторые песни способны попасть на поп-радиостанции, хотя примерно в той же нише выступает певица Валерия. Рекламы "Началу века", конечно, не хватает по причине отсутствия лишних денег, однако их минимальные промо-шаги представляются точными и правильными. До релиза альбом "Формы времени" был выложен на Kroogi.ru по системе "заплати, сколько посчитаешь нужным". Добавим, что на обложке диска вместо абстрактных фолк-символов на этот раз красуется фото солистки Алены Сергиевской. Группа наконец дозрела до того, чтобы использовать не только голос, но и внешние данные певицы: теперь ее портреты красуются на страницах сайта "НВ" и на различных промо-релизах коллектива. Глядишь, уверенные интернет-пользователи из среднего бизнеса и начнут активно приглашать команду на корпоративы.
Теперь о песнях, составивших "Формы времени". Альбом открывает трек "Тропинка", по настроению напоминающий "если долго-долго-долго" - но только исполненную от лица подросшей Красной Шапочки. Фольклорные нотки, если и проглядывают, то в минимальных дозах. Для взволнованных этим фактом любителей этно положение исправляет песня "Колесо" с украинскими народными хорами и джазовыми элементами в аранжировке. Здесь Алена Сергиевская с удовольствием поет в своей излюбленной фолковой манере, а в следующей песне — балладе "Все пройдет" - удачно комбинирует эту школу с эстрадным пением. Заглавное произведение напоминает музыку "Мельницы" - за основу взята европейская народная мелодия, чья национальная принадлежность до конца не выяснена: инструменталисты не преминули положить на нее рок-аранжировку. Затем идут треки "Уж вы, голуби", "Горница" и "Загадка" с близким к аутентичному этно-вокалом, но очередными экспериментами с музыкальным сопровождением. Ну а потом "Начало века" совсем отвязывается от фолка: "Золотая рыбка" - потенциальный поп-роковый радиохит. Группа довольно уверенно вторгается в новые ниши, разве что вокалистка немного стесняется и поет менее "героически", чем могла бы. Еще более развлекательно звучат "Чудеса", хотя, чтобы не скатываться в откровенную попсу, "Начало века" микширует ее с ориентальными интонациями. Правда, основная часть диска (исключая бонус-треки) опять заканчивается фирменной смесью народных вокала и тематики (песня называется "На Ивана" и повествует об обряде) и рок-инструментала. Поборников чистых жанров этот альбом вряд ли порадует, хотя на самом деле он может быть интересен и любителям фолка, и поклонникам рок-музыки.
Алексей Мажаев, InterMedia