Леонид Куравлев: "На первом месте у меня семья, семья - моя опора в жизни"
"А я легкий человек! Я не пессимист. Мои герои - жизнерадостные люди. И я жизнерадостен. Но я прожил уже долгую жизнь. И нахожусь в возрасте, когда пора подводить итоги. С годами приходит мудрость. Я не балагур и не весельчак".
(О СВОЕМ ПОВЕДЕНИИ)
"А разве плохо, что я интеллигентно себя веду? Я всегда веду себя со всеми вежливо, не позволяю себе грубого слова. Не терплю хамства - ни по отношению к другим, ни к себе. Я люблю людей. И люди ко мне относятся с уважением. На улице ко мне подходят и говорят: "Мы вас ЛЮБИМ!" Значит, сделал я что-то хорошее в своей профессии".
(ЧТО ДЛЯ НЕГО ГЛАВНОЕ)
"На первом месте у меня семья. Я семьянин. Семья - моя опора в жизни. Если нет семьи, детей - какой же смысл?.."
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО В ЕГО СЕМЬЕ КОМАНДУЕТ ЖЕНА)
"Дурак тот, кто это сказал. У нас в семье взаимопонимание. Я счастливый семьянин. У меня прекрасная жена. Она у меня учительница английского языка. Сейчас она, как и я, на пенсии. У нас старшая дочь и младший сын. Разница между ними 17 лет. Васенька в честь Шукшина назван, потому что у Шукшина так и не случилось сыновей, у него дочери. А он мне говорил: "Пока не рожу сына - не умру". Умер, так и не родив сына. В нем говорила крестьянская кровь - ему нужен был работник, наследник. И, когда у меня родился после его смерти сын, я его назвал в честь Василия Макаровича в благодарность за то, что он одухотворил и мою жизнь, сделал ее хорошей, счастливой..."
(О ВНУКАХ)
"Дети мне подарили троих внуков. Сейчас в них мое счастье. Я не хожу на какие-то мероприятия, светские приемы, не вижу в них смысла. Мне интереснее заниматься с внуками. Живу все больше их заботами... Люблю читать. Классику в первую очередь. А в свою семью я не пускаю посторонних".
(СМОТРИТ ЛИ ТЕЛЕВИЗОР)
"Иногда. Не устраивает сегодняшний уровень телевидения. Все заполонили американские малодуховные фильмы, странные шоу. Они не остаются в памяти. Зато до сих пор помню фильмы Шукшина. Моя самая любимая картина, в которой я сыграл, "Живет такой парень".
(О ШУКШИНЕ)
"Когда Шукшин начал работу над фильм "Живет такой парень", Сергей Герасимов посмотрел на мою пробу и сказал, мол, он вяло играет... Герасимов меня не утверждал. Да и вся комиссия. А ведь Шукшин на меня написал сценарий-то. Герасимов его начал отговаривать меня снимать. А Вася, вот я ему благодарен, хотя это был первый его фильм, ослушался всей комиссии. Он в меня поверил! И картина по сей день смотрится. Я благодарен всю жизнь Василию Макаровичу, что он запустил меня на очень высокую киноорбиту, с которой я по сей день не слетел".
(НЕ СТРАШНО ЛИ БЫЛО НЕ ОПРАВДАТЬ НАДЕЖД ШУКШИНА)
"Конечно, страшно. Потому что первая главная роль. До этого я снимался примерно в восьми картинах, эпизоды играл. А тут в каждой сцене - Пашка Колокольников, все про него. Было страшно. Да и рискованно для самого Шукшина. Кстати, это он придумал, что мой герой заикается. И, когда он сдавал эту картину в Госкино, вдруг один чиновник говорит: "Видите, как хорошо Шукшин-режиссер использовал недостаток актера - заикание!" Шукшин посмеялся: "Вот, Леня, какие люди принимают у нас фильмы".
(КАК СТАЛ АКТЕРОМ)
"Это была случайность. Отец и мама были удивлены. Никто из моих родственников не связывал жизнь с искусством. Но толчок к этому дала моя двоюродная сестра - она поступала во ВГИК на актерский факультет и не прошла. И, когда я решал, куда податься, она мне подсказала. Во ВГИКе было сто человек на одно место, в первый год я не прошел, но прошел на второй год. А между двумя поступлениями я работал на фабрике в цехе, который производил линзы для приборов".
(О СЫГРАННЫХ ИМ ВОРАХ)
"Вообще я сыграл трех воров - Жорж Милославский, Шура Балаганов в "Золотом теленке" Швейцера, Копченый в фильме "Место встречи изменить нельзя". Три вора - и всех их любит зритель, я не понимаю почему".
(ОБ ИМПРОВИЗАЦИЯХ НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ)
"Режиссеры любят импровизацию, если она точно укладывается в образ. Скажем, в "Иване Васильевиче..." есть сцена, когда я вхожу в квартиру Шпака, которого граблю, случайно открываю бар, беру пачку денег и говорю: "Храните деньги в сберегательной кассе". Я спросил Гайдая: "Можно добавлю "Если они у вас, конечно, есть!"?" Он говорит: "Замечательно. Импровизация тебя разогревает, это важно". Придумал, чтобы мой герой появился в кадре с пачкой сигарет "Мальборо". Это любимые сигареты Гайдая, и режиссеру было приятно".
(О НЕИЗВЕСТНЫХ МОМЕНТАХ "ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА")
"Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь". Скажу честно, это фонограмма. Песню спел замечательный актер Валера Золотухин. У меня голос совсем не певческий, к сожалению... А помните ручку, которую Милославский дарит послу? На самом деле на ручке была изображена обнаженная женщина. Но вырезали этот кусочек - нельзя было показывать раздевающуюся на ручке. Сейчас показали бы".
(КАК РАБОТАЛОСЬ С ВЫСОЦКИМ)
"Замечательно. Я снялся с ним в фильме "Место встречи изменить нельзя". Потом - в фильме "Маленькие трагедии" режиссера Швейцера. Высоцкий - Дон Гуан, а я - Лепорелло. Если актер, как Высоцкий - очень талантливый, гениальный, - то он задает тебе планку общения, приглашает быть таким же талантливым, как он".
(БЫВАЛО ЛИ, ЧТО ЕГО НЕ БРАЛИ НА РОЛЬ)
"Да. В фильм "За спичками" я пробовался, а утвердили Славу Невинного. Это хорошая картина, совместно с финнами делали. А потом мне позвонил режиссер и сказал: "Сыграй эпизод, в Финляндию поедешь, отдохнешь, там природа, то да сЈ". Я согласился. Две недели там жил. Кстати, жили вместе со Славой Невинным. Мы с ним дружили. Замечательное время!"
(О РОЛИ АФОНИ)
"По сей день кричат в спину: "Афоня, дай рубль". Раздражает, честно говоря. Ну какой я Афоня? У меня 250 ролей... А вот Афоня свой в доску. Мерзавец ведь, а любят. Данелия написал в своей книге: "В Куравлеве есть какая-то загадка, другого бы не любили". На эту роль пробовались очень много актеров, в том числе Высоцкий. В принципе люди живут немножко по Афоне. Не обязательно в таком виде расхлыстанном. Но там суть национальная была схвачена, вот в чем секрет. Картина очень глубокая. Народу надо вылезать из той лужи, в которой оказался Афоня".
(О СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ)
"То, что сейчас предлагают, я не могу принять. Плох нынешний наш кинематограф. Конечно, бывают какие-то фильмы, которые вызывают общественный резонанс. Но это сейчас редко. В основном режут, стреляют, убивают, насилуют. Вот от этого я отказываюсь. Я говорю: "Ребята, этого не предлагайте". "Мы вам заплатим хорошо". - "Нет таких денег в природе, чтобы я, Леонид Вячеславович Куравлев, согласился на такое!"
(О РОЛИ В "ВИЕ")
"Мне очень нравится Гоголь. Роль в "Вие" играл как по нотам. Вот говорят: а трудно играть Гоголя? Не очень! Потому что он за тебя уже многое сделал. Текст льется, как музыка гениальной симфонии. Я всякий раз получаю оригинальный сценарий и многое правлю, чтобы на душу ложилось, на язык. А Гоголь поработал за тебя прекрасно. И еще аура мистики существует там. Она мне очень помогала как актеру..."
("Комсомольская правда", 20.01.11)