"Ария" — "Лучшие песни" ****
Альбомы представляют собой почти 160 минут хитовых сливок из репертуара "Арии". Первая пластинка объединяет песни 80-х годов, вторая — за единичным исключением - посвящена композициям 90-х. Примечательно, что составители не посчитали нужным включить в число лучших произведений ни одного трека с вокалом Артура Беркута, хотя тот поет в "Арии" уже почти десять лет. Везде поет Валерий Кипелов, и еще есть дуэт с Удо Диркшнайдером, который можно слушать только ради смеха. С таким выбором, думается, согласится большинство поклонников группы. Нет, конечно, хорошо, что команда успешно существует и в новом составе, но с лучшими песнями за всю историю репертуар последнего десятилетия не очень ассоциируется.
Первый, "восьмидесятнический" диск в этом коротком собрании вне конкуренции. И не только потому, что автор рецензии в свое время переписывал альбомы "С кем ты?", "Герой асфальта" и "Игра с огнем" на кассеты, которые были прослушаны — без преувеличения - несколько тысяч раз. Разумеется, тогда практиковалось более чем трепетное отношение к аудиозаписям: чтобы стать счастливым владельцем вожделенного альбома, порой приходилось пройти непростой квест, связанный с поисками у товарищей двухкассетного магнитофона либо суеты с подключением проводков к магнитофонам однокассетным. Качество записи в результате очень сильно уступало нынешнему популярному и ругаемому эстетами формату mp3: даже практически безупречная дикция Валерия Кипелова не позволяла юным фэнам разобрать больше половины слов. Кроме того, внезапно разрешенная тяжелая музыка "Арии" и других хард-роковых групп ассоциировалась со свободой, перестройкой, юностью и прочими приятными вещами. Но это не значит, что на высокую оценку сборника повлияли в первую очередь ностальгические соображения. "Ария", как было сказано выше, далеко не единственный коллектив, во всех смыслах гремевший в конце 80-х. Достаточно вспомнить "Круиз" в его металлической ипостаси с Гаиной или "Черный кофе". Вспомнить и представить, что сегодня будут выпущены их сборники лучших песен. И вот их-то явно можно будет слушать только ради воспоминаний о молодости, ибо техничному трэш-спид-металу "Круиза" всегда не хватало достойного вокалиста, а "Черный кофе", за исключением артефакта под названием "Владимирская Русь", сегодня кажется каким-то издевательским проектом — взять хотя бы несмазанный голос Варшавского и трэшовые (от слова "мусор") тексты. А теперь вновь заведем "арийские" "Волю и разум", "Встань, страх преодолей", "Тореро", "Улицу роз", "Героя асфальта", "На службе силы зла", "1.100", "Бой продолжается", "Что вы сделали с нашей мечтой?", "Искушение", "Без тебя" и т.д., чтобы не без удивления выяснить, что они не устарели за четверть века. "Арию" принято сравнивать с Iron Maiden — так вот, альбомы, записанные в 80-е Брюсом Дикинсоном с компанией, стали классикой, и с музыкой Владимира Холстинина, Виталия Дубинина и остальных произошло то же самое. "Ария" воспользовалась выгодной стилистической конъюнктурой, но во главу угла все равно ставила профессионализм и веру в свою музыку. Возможно, это и позволило группе впоследствии пережить еще несколько взлетов популярности — даже тогда, когда их стиль казался замшелым ретро.
Второй диск, где собраны песни 90-х, иллюстрирует не только неизменное мастерство "арийцев", но и перемены в отношении к року в постперестроечную эпоху. Композиции не становились хуже, но сначала перестали пользоваться всеобщим спросом, а потом перешли в категорию нишевой музыки. Собранные на альбоме "Прощай, Норфолк", "Возьми мое сердце", "Король дороги", "Ангельская пыль", "Потерянный рай" и другие треки воспринимаются, в отличие от песен 80-х, как подарок фанатам, оставляющий равнодушными поклонников, например, рокапопса. При этом тексты "Арии" стали качественнее, да и в создании баллад группа в 90-е преуспела, так что и второй диск сборника хочется порекомендовать к прослушиванию даже тем, кто не очень интересуется подобной музыкой.
Алексей Мажаев, InterMedia