Александр Роднянский: "Сегодняшняя аудитория злая, недоверчивая, во многом хамская и презирающая все, что связано с культурой"
"Скажем, это неизбежное движение, если вы профессионально занимаетесь кино. При огромном количестве усилий, энергии и инвестиций отечественные фильмы преодолевают границы и путешествуют чрезвычайно ограниченно. Без международных рынков наша киноиндустрия не выживет. А что можно сделать для того, чтобы зарубежный зритель захотел увидеть твое кино? Попытаться приблизить наше кино психологически к этому зрителю, облегчить его восприятие - построить мостик. Актеры, язык, универсальная история. При этом понятно, что уже полвека диктует стандарт англоязычный мир: то, что смотрят Соединенные Штаты, интересно всему западному миру. Единственное, что можно в этой ситуации нам сделать, - пойти навстречу мировой индустрии: интернационализировать проекты, построенные на своем материале, или локализовать материал чужой. Этим я и пытаюсь заниматься, развивая несколько международных проектов, включая "Сталинград".
(О ФИЛЬМЕ "СТАЛИНГРАД")
"Сталинград" по жанру скорее ближе к Майклу Бею ("Перл-Харбор", "Остров", "Армагеддон", "Трансформеры"), а не к Никите Михалкову. Сильная человеческая история, разворачивающаяся на фоне беспрецедентной Сталинградской битвы. Режиссер Федор Бондарчук. Сложнопостановочный международный проект, в котором будут играть три мировые знаменитости. В том числе наш с Федором давний товарищ, замечательный немецкий артист (под него специально написана роль) Тиль Швайгер, сыгравший у Квентина Тарантино в "Бесславных ублюдках". Правда, у Тиля принципиальное нежелание играть нацистов, но наш персонаж - такая же жертва войны, как и все остальные. Объемный характер, вызывающий подчас уважение и сочувствие. Будет в картине и азиатская звезда, ведь один из персонажей - советский кореец. И очень известный американский актер в одной из двух главных ролей. Веду переговоры. Композитор - Анджело Бадаламенти, постоянный соавтор фильмов Дэвида Линча, которому очень понравился сценарий, написанный петербургским журналистом Ильей Тилькиным".
(О ПРОВАЛЕ "ЩЕЛКУНЧИКА" АНДРЕЯ КОНЧАЛОВСКОГО)
"Игра в кинематограф очень опасна. Никто не застрахован от поражения. И то, что я так уверенно излагаю, никоим образом не является гарантией успеха. Но только если воюешь, у тебя появляется шанс на победу. Вот и все. Он что-то важное недодумал в картине, переоценил своих зрителей. Фильм провис между двумя аудиториями - детской и семейной. "Щелкунчик" с его политическими антифашистскими аллюзиями - уж точно фильм не для детей, но при этом излишне аттракционный для взрослых. Увы, никто из нас не застрахован от аналогичных ошибок. Но, учитывая наш собственный и чужой опыт, попытаемся сделать "Сталинград" картиной, понятной своей и зарубежной молодой аудитории".
(ОБ ОТЛИЧИЯХ ГОЛЛИВУДСКОГО КИНО ОТ РОССИЙСКОГО)
"Подчас оно не дороже, чем снимается у нас. Просто в России и Украине мы часто такие неадекватные, "выпавшие" из реальности люди. Делаем фильмы, часто не понимая, есть ли у них своя аудитория, рынок. Не несем ответственности за чужие деньги и даже за свои. Это ужасно стыдно и неприятно. На фоне скромных американских независимых проектов. Скажем, отличная картина "Король говорит!", номинированная на "Оскар" в двенадцати категориях (я уверен, что премию за лучшую мужскую роль получит Колин Ферт) и коммерчески успешно демонстрируемая в кинотеатрах США, снята примерно за десять миллионов долларов. Это значительно дешевле, чем многие российские картины. За последние полтора месяца я несколько раз был в Лос-Анджелесе. Постоянно встречаюсь с людьми, стараясь по ходу "образовываться". Мне раньше казалось, что я достаточно компетентен во множестве индустриальных вопросов. Ничего подобного. Голливуд - сложнейшая, глубоко скрытая система, где делаются и теряются огромные деньги. Только на прошлой неделе у меня было 47 встреч за пять дней - с продюсерами, режиссерами, инвестбанкирами, авторами, юристами, агентами... Надо учиться".
(О ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ)
"Я люблю Лос-Анджелес. Там все крутится вокруг кино. Разговоры только об этом, подобных городов в мире нет. Прихожу в фитнес-зал в пять утра, а он уже забит! Все жители города рано встают и рано ложатся спать. По будням в семь вечера рестораны забиты, а в полдесятого уже все пусто. У одного из лучших продюсеров Джефри Катценберга первые летучки в будние дни проходят в шесть утра, в субботу - в семь. Они намного больше работают, чем мы. Безусловно, получая достойные деньги. Но в какой-то момент ты вдруг понимаешь, что они работают для того, чтобы делать свое замечательное дело, а не только, чтобы зарабатывать. Банально звучит, но правда..."
(ПОЧЕМУ РЕШИЛ СТАТЬ ПРОДЮСЕРОМ ФИЛЬМА "В СУББОТУ" ПРО ЧЕРНОБЫЛЬ)
"У меня, как и у всех киевлян, есть и свои семейные воспоминания, связанные с 26 апреля 1986 года. Моя мама проснулась ночью после взрыва и увидела, как напротив, в доме ЦК комсомола, в машины грузятся семьи с вещами. В тот же день я отправил жену и ребенка, которому было девять месяцев, в Одессу. А сам 1 мая поехал в Чернобыль на съемки. Понятно, в моей голове остался безостановочный поток картинок. И так или иначе я возвращался к истории Чернобыля… Кстати, "Бавария-фильм" не делает такое авторское кино, как "В субботу". Это их первый опыт, они ужасно гордятся картиной и отправляются на фестиваль с драйвом".
(ИНТЕРЕСУЕТ ЛИ ЕГО СЕЙЧАС ТЕЛЕВИДЕНИЕ)
"В смысле телеканалов? Нет. Признаться, в прошлом году я согласился помочь сделать "Пятый" в России, считая это замечательной возможностью создать не похожий ни на какой другой канал. Для интеллигентного, содержательного и актуального телевидения у меня идеи были и есть. А для развлекательного телевидения - уже никаких".
(ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ С ТЕХ ВРЕМЕН, КОГДА ОН ДЕЛАЛ ТЕЛЕКАНАЛ СТС)
"Тогда у меня была вера в приоритет частных ценностей, в важность развлекательного телевидения как альтернативы идеологическому и как следствие - в ситком как жанр, в романтические сериалы, в импровизационные шоу, которые развились потом в "Большую разницу". А сейчас... Заниматься телевизионной рутиной не хочу. Я всегда смотрел на телек как на возможность коммуникации, но наличие интернета резко изменило правила игры. В конце концов, я успешно построил две большие телекомпании. Идей на третью в нынешних условиях, сказать честно, нет. Телевидением нужно заниматься, когда ты веришь, что можешь что-то изменить, и у тебя есть драйв, потому что сегодняшняя аудитория злая, недоверчивая, во многом хамская и презирающая все, что связано с культурой. Задеть ее можно только сильным эмоциональным переживанием".
(О ТЕЛЕПРОЕКТАХ, ГДЕ ПОЮТ И ТАНЦУЮТ)
"Для меня это необъяснимо. Притом, что мне нравятся несколько проектов, особенно те, которые делает Бородянский на СТБ. Это качественно, стильно. Но почему все одновременно этим увлеклись?! Необъяснимо... Много провинциального и лоховского на украинских каналах. Да и на российских тоже. Но они как-то разнообразнее..."
("Факты и комментарии", 27.01.11)