"Последние танки в Париже" — "Порядок вещей" ***
Некоторым демократам в погонах после смерти Махатмы и поговорить не с кем, что, конечно, проблема. А отечественные поклонники рок-музыки оказались в такой же ситуации после смерти Егора Летова. Не хватает неистового Егора, некому спеть яростно и жестко, не с кем спорить. Попадаются иногда подражатели, которым удается фрагментами передать летовскую безысходную истошность, но полноценно заменить "Гражданскую оборону" они не могут и не смогут. С этим надо смириться, иначе так и прождешь бесплодно всю жизнь встречи с Махатмой. Потому что в любом случае найдутся талантливые люди, которые продолжат дело Летова без прямого пародирования, но не менее веско.
Лидер "Последних танков в Париже" Алексей Никонов — один из таких людей. С неистовостью у него все более чем в порядке, с истошностью тоже, да и голос какой-то подстреленный. Как говорит Олег Газманов, "сердце вытечет горлом, пополам буду песней в полете разорван". Правда, Газманов это о себе написал, хотя его песни ни разу не ассоциируются с разрывом в полете напополам. А вот никоновские — очень даже: и в полете рвутся, и горлом вытекают. Чего ему стоит пение, страшно даже задуматься: после операции на легких он и говорить-то мог перестать, не то что петь. Что еще сказать про Леху Никонова? В песнях своих он страдает не больше, чем в жизни, где у него маргинальная неустроенность и настоящий панк-рок. Он употреблял наркотики (аккуратно выразимся в прошедшем времени, ибо не в нашей компетенции рассуждать о сегодняшних взаимоотношениях музыканта с веществами). Еще Леха пишет острые и диковатые стихи на политические темы, ненавидит любителя Махатмы, а заодно и тех, кто считает его национальным лидером. Песни "ПТВП" могли бы стать гимнами освободительного движения, если Никонов хоть как-то считался бы с социумом, а не лепил всЈ, что приходит в его поэтическую голову. Тем не менее, встречи с его творчеством неизменно оказывают освежающее действие, уж больно оно отличается от приглаженного мейнстрима и даже произведений "системных" музыкальных оппозиционеров.
При этом "Порядок вещей", щедро выложенный на торренты в авторской раздаче, не является типичным альбомом "Последних танков в Париже". Там гораздо больше политики, чем, скажем, в песнях группы "Уматурман", и гораздо меньше, чем в любых других сборниках Лехи Никонова. Прямой наводкой в целевую аудиторию бьет фактически только одна композиция — "Новый интернационал": тут и про революцию, и лозунги всякие, и даже мат. Остальные треки смотрят на порядок вещей гораздо шире. Так, песни "Разбитая любовь" и "Край ночи" вообще можно отнести к лирическим, хотя и звучат они мрачновато и зловеще. Благодаря припевам композиции "Порядок вещей", "Хеппи-энд" и "Нет!" вообще бы могли попасть на какое-нибудь отважное рок-радио: там нет "страшных" призывов, зато есть запоминающиеся мелодические хуки. Возможно, более тесным контактам пластинки с социумом мешает грязный звук — но, во-первых, на общем фоне он, повторюсь, смотрится крайне свежо, а во-вторых, на сей раз "псевдопомойный" саунд тщательно спродюсирован. Примерно как у позднего Летова.
Алексей Мажаев, InterMedia