"Кач" — "Грузди" ***
В активе рэп-проекта "Кач" — горячие рекомендации лидера "Мумий Тролля" Ильи Лагутенко, бессмертная рифма к слову "Дробыш", за которую пришлось отвечать в суде, и самоопределение жанра как "трэш-шапито". Кач довольно плодовит, но резонанса, сравнимого с той самой рифмой, повторить ему пока не удалось. На новом альбоме есть поэтические находки, но столь же емких — пожалуй, нет. Похвалы Лагутенко с момента борьбы с Дробышем как воплощением попсы слегка потеряли актуальность — однако благодарность "Кача" по-прежнему не знает границ: в текстах встречаются цитаты из песен "Мумий Тролля", а композиция "Юрка" полностью посвящена гитаристу "МТ" Цалеру. Теперь о трэш-шапито. Удачно сформулировано, нечего сказать: словом "трэш" можно как объяснить широту исследуемых тем, так и индульгировать провалы по части вкуса, а "шапито" подчеркивает безумно-развлекательный характер творчества. Новая пластинка вызывает противоречивые чувства: Кач беззастенчиво чередует откровенно глупые треки с остроумными и даже глубокими, исключительно часто, к месту и не к месту, использует образ груздей, оставляя слушателей в некотором недоумении, и не очень заморачивается музыкальным сопровождением своих рэп-телег. То есть сопровождение есть, но оно достаточно однообразное, туповато-электронное, лишний раз подчеркивающее, что работа со словом в этом проекте главенствует. При этом число интересных текстов заметно уступает количеству песен в трек-листе.
Начало диска вообще не предвещает приятного прослушивания, и не исключено, что некоторые скачавшие с официального сайта проекта альбом дальше первых трех композиций не продвинулись. "Грузди", "Наркотики" и "Шмаляй" звучат уж больно натужно. "Своди наркотики в цирк, купи им яблочный сок" - ну что это за жалкие конвульсии в поисках остроумия? Однако в четвертой песне "Средний класс" Кач перестает заниматься ерундой и обращает пристальное внимание на жизнь современников. Хотя композиция подозрительно начинается с пресловутого слова "грузди", дальше всЈ небезнадежно. Еще лучше трек "БГЦ", начинающийся беспроигрышной цитатой Путина про корову. Песня исполняется от лица военного, чей быт замечательно наладился после прихода к власти ленинградских силовиков: "Святой Медведий и апостол Пут вновь дали мне понять, что я крут, ощутить уверенный взгляд в упор, искры, летящие от серебряных шпор". Читка жесткая, ритм рубленый, ощущение жути реальное — даже если это стеб, так песня не воспринимается. Кстати, аббревиатура "БГЦ" расшифровывается как "бухло, гондон, цитрамон"; в альбоме есть еще номер под названием "ТОК" - под этими буквами скрываются "Токсово, Отрадное, Колпино", петербургские предместья, выступающие в тексте антагонистами столичного "пидорского гламура". В доброй частушке "Юрка" рефрен "Юрка Цалер - ох…нный парень" звучит так естественно, что не сразу замечаешь совсем неточную рифму. Песня "Кэш" коротка и предсказуема, "Гоа" тоже не блещет парадоксальностью и новизной, а вот текст "Лизы Овчинниковой", напротив, чересчур усложнен и перегружен. Зато "Мода" и "Не понравилось" показались гармоничным сочетанием трэша и шапито.