"Старый приятель" — "Планета +" **
Два года назад "Старый приятель" после долгого перерыва выпустил альбом "ВсЈ в нас", на который автор этих строк написал позитивную рецензию (см. МУЗЫКА от 10.10.08): "Зарецкий сделал вид, что 90-е не уходили — и почему-то хочется верить, что так оно и есть. Диск "Старого приятеля" радостно слушать, потому что он наивен, добр и безмятежен. <…> Рецепты "Старого приятеля" просты — не исключено, что именно этого нашей музыке не хватает". Прошло всего два года, и теперь кажется, что именно этого в нашей музыке перебор. Александр Зарецкий и группа "Старый приятель", несмотря на наличие в выходных данных нового диска такого диковинного персонажа, как продюсер вокала, не проявляют никакой способности к творческому развитию. На всех пластинках они одинаково улыбчивы и инфантильны, и успех их дисков зависит только от конъюнктуры за окном и отчасти от того, удалось ли Зарецкому сочинить парочку более-менее хитовых песен. Как упомянуто выше, творческая погода к моменту выхода "Планеты +" по сравнению со временем релиза "ВсЈ в нас" для "Приятеля" испортилась. Тогда наивная безмятежность была в дефиците и в цене, сейчас она надоела, истрепалась от частого употребления и начала раздражать, все больше напоминая беспомощность. Это было бы несущественно, если на альбоме оказалось бы несколько мощных песен, выбивающихся из общей унылой канвы и способных взорвать радиоэфиры. Однако тщательное исследование не помогло обнаружить здесь таких хуковых произведений. К сожалению, на "Планете +" не обитают ни "Новый день календаря", ни "Московская любовь", ни "Музыка утра" с "Журавлями". Да и самые сильные песни почему-то запрятаны в середину трек-листа — к этому времени некоторые слушатели явно уже заснут от скуки.
Если ложиться спать еще не пора, то прослушивание "Планеты +" стоит ограничить буквально несколькими композициями. В произведении "В маршрутке" используются элементы рок-н-ролла — в "староприятельском", конечно, понимании, зато с минимальным количеством мелодического нытья. Бодренько звучит и трек "Река"; правда, сложно избавиться от ощущения, что "Старый приятель" здесь тщательно подражает "Веселым ребятам" или еще каким советским ВИА, тщательно подражающим Beatles. На другом полюсе — как раз протяжные лирические композиции "Двое", "Все, кого ты любила" (с почти явными цитатами из композитора фильма "Бум" Владимира Косма) и "Часы летнего времени": заунывная грусть получается у Александра Зарецкого куда качественнее, чем блеклый "фоновый" мейнстрим, составляющий, увы, основу этого диска. Кстати, похоже, я разгадал секрет присутствия в студии продюсера вокала. Видимо, благодаря этому специалисту Зарецкий ни разу не пытается петь туда, куда не позволяют ему вокальные данные. Раньше солиста это не останавливало, поэтому записи "Старого приятеля" обогатились несколькими замечательными "петухами" или фрагментами, когда голос исчезал на пару тактов раньше желаемого момента. На новом диске подобных казусов не замечено, что, как ни странно, лишило группу одной из немногих ее забавных фишек.
Алексей Мажаев, InterMedia