Рене — "Лететь" ***
С поп-соул-исполнительницей Рене хорошо знаком всякий, кто получает рассылку от "Кушнир продакшн". Правда, как часто бывает с героями этой рассылки, новостей у певицы значительно больше, чем, скажем, известных песен. То есть мы уже давно прониклись тем, что в своей работе Рене равняется на Шаде, Алисию Кис и Стиви Уандера, но никак не могли проверить эту информацию, которая звучала довольно интригующе: до сих пор попытки наших артистов петь соул не были сколько-нибудь убедительными, особенно если они пробовали делать это на русском языке. Элементы соула — да, использовались, перепевание западных образцов на языке оригинала тоже худо-бедно иногда получалось, но собственный материал в этом жанре ни у кого не получался. В принципе, для нас характерно калькировать какие-то чуждые национальным музыкальным традициям стили, например, рэп или арэнби, однако в первозданном виде они в России не приживаются — успех получается только в результате смешивания с русской попсой или даже шансоном.
Случай Рене заслуживает уважения хотя бы потому, что девушка постаралась по максимуму соблюсти чистоту жанра. В этом видится даже некоторое упрямство. Эффектная внешность и небезынтересный голос позволили бы певице добиться гораздо большей известности и популярности в случае, если ее соул был бы чуть больше "поп". Однако компромисс не для нас, как пел другой исполнитель по другому поводу. Даже потенциальные хиты вроде "Вечной реки" будто бы специально избегают чартов "Русского радио", вместо напрашивающегося упрощения идя по пути несколько нарочитой "соулизации". Рене тщательно сохраняет и фирменную занудливость стиля; впрочем, настроение ее песен скорее приближает их к фоновому лаунжу — подобная музыка может быть востребована в чилл-аутах.
Интересно, что при апологетском отношении к первоисточникам певица принципиально не использует английский язык. Вполне вероятно, что англоязычные песни в ее исполнении трудно было бы отличить от композиций, так сказать, носителей жанра. Однако Рене упорно доказывает небесспорную истину, что соул и русский язык совместимы. Можно констатировать: у нее это получается. Любовно-романтичные тексты хорошо соответствуют мелодиям: каких-то поэзооткрытий здесь, может, и нет, но слух ничего не раздражает — всЈ звучит достаточно гармонично.
Некоторые достоинства пластинки, правда, оборачиваются ее же недостатками. Диск "Лететь" оказался чрезвычайно ровным, в нем сложно выделить лучшие треки. Если очень постараться, то можно назвать песни "Закончилось лето", "Лететь", "Это всЈ" и "Берег любви", но заметим, что кумиры Рене - Стиви Уандер и Шаде — пели гораздо более яркие произведения, совершенно не изменяя жанру. Наша же соул-певица пока сумела добиться хорошего среднего уровня. Не более того. Но и не менее.
Алексей Мажаев, InterMedia