Александр Лаэртский — "Новая коллекция, часть II" ***
Полгода назад вышла первая часть лучших песен Александра Лаэртского (см. МУЗЫКА от 12.07.10). Собрание казалось достойным и более чем полным, разве что ваш рецензент посетовал на некоторую искусственность присутствия в пластинке треков из относительно новых пластинок — при том, что список песен не включал "Гагарина" и "Железную палку" (которые на самом деле называются "Шел Гагарин по тропинке" и "А в бабе х…"). Как-то не пришло мне в голову, что тема не закрыта и что тот "бестник" — только лишь первая часть. Перед Новым годом издатель "Новой коллекции" прислал стопочку новых сборников и письмо, написанное от руки (!). Составитель сборника Руслан Орлов сообщал в послании, что во второй части "грейтест хитс" Лаэртского недостающие хиты присутствуют. Что ж, спасибо за оперативный и результативный отклик на наши публикации.
Итак, еще 27 "лучших песен" культового барда-матерщинника на 73 минуты звучания — капитулянтский хронометраж на фоне традиционного для "Новой коллекции" 80-минутного. В сравнении с первым сборником на ум просится формула "тех же щей, да пожиже влей". Все же даже "классические", 80-х годов альбомы Александра Лаэртского, которые по причине отсутствия интернета и внятной информации считались тогда записями подпольного ансамбля "Волосатое стекло" и переписывались на магнитофоны именно под этим кодовым названием, - они не резиновые. Большинство песен с них попали на летний выпуск "Новой коллекции", оставшиеся — в данный релиз. Если дело дойдет до третьей части, на нее "классики" уже не хватит. Признаться, ее с трудом хватило и на вторую. Конечно, такие композиции, как "Старушка", "Я играю на рояле", "Петлюра в Киеве", "Химфак МГУ", "Не хотелось драться", "Командир сельской почты", "Смерть коммуниста", "Строитель", "Кузнечный пресс", по-прежнему здорово поднимают настроение и являются богатейшим кладезем крылатых выражений. Удержаться от цитирования по традиции не могу: "в подворотне спорили негры, спасется иль нет старушка", "я играю на рояле всеразличные сонеты", "кричат хохлы, махая салом", "здоровенные бабищи на траве в хоккей играют и визгливо матерятся, когда мажут по воротам", "железная палка торчит в животе, вынуть ее не хватает сил, обидно до слез, что случилось все так со мной, а не с бабой моей, например", "подошел Гагарин к девке, да как даст ногой по жопе", "и пошел, свистя "калинку", в направленьи к космодрому, где ждала его ракета для отправки в космос дальний", "пожилой строитель мудрый дом лабает ох…енный", "а в Таджикии родимой распускаются каштаны", "как хорошо, что в пресс кузнечный попала птица, а не девка" и т.д. И вот этот самый кладезь здесь сильно разбавлен произведениями с поздних альбомов, которые, возможно, более замысловаты и профессиональны с мелодической и аранжировочной точек зрения и не менее парадоксальны в текстовом отношении — но юношеской безбашенности им явно не хватает.
Да и то сказать: Александр Алексеевич "Лаэртский" Уваров давно уже взрослый и умный дядька, колумнист, радиоведущий, чуть ли не политолог и шут его знает кто еще. Но в последнее время от него что-то не слышно пророческих строк вроде той, которая прозвучала на альбоме 1987 года "Доители изнуренных жаб", в песне "Химфак МГУ". Вы только вслушайтесь: "Он душой ханты-мансиец, но с московскою пропиской". Он пел о том, что знал. Он что-то знал?
Алексей Мажаев, InterMedia