Мюзикл "Монте-Кристо". Видеоверсия ***
Основные конкуренты мюзикла "Монте-Кристо" театра "Московская оперетта" - постановки компании Stage Entertainment в Московском Дворце молодежи. Последние отличаются более технологичным подходом: в их мюзиклах больше пресловутого "энтертейнмента", чем театра, спектакли направлены на сиюминутное развлечение зрителя. К этой сиюминутности непросто привыкнуть: все-таки странно, что от большинства постановок не остается ничего, кроме воспоминаний; мюзикл нельзя пересмотреть на DVD или послушать на диске; слаженная труппа с окончанием показов каждого спектакля распускается, а кастинги в новую постановку начинаются с нуля. У "Московской оперетты" все-таки другие традиции: видимо, подлинный театральный антураж не позволяет полностью отдаться западным правилам мюзиклового бизнеса. Поэтому к своим мюзиклам театр относится куда более трепетно. "Монте-Кристо" идет в "Оперетте" уже третий сезон — более чем почтенный возраст для актуального мюзикла, начинавшийся одновременно в МДМ спектакль "Красавица и Чудовище" давно уже сошел со сцены. Скорее всего, для "Монте-Кристо" нынешний сезон станет последним, однако память о нем останется и на материальных носителях: год назад выпущен компакт-диск с саундтреком, а теперь зрителям доступна и видеоверсия. Кстати, если в аудиоиздании были представлены голоса солистов обоих составов, то на видео можно увидеть работу только половины солистов "Монте-Кристо". Так, в представленной на DVD версии нет Анастасии Макеевой и Глеба Матвейчука, чья история любви началась как раз с совместной работы в этом мюзикле: для некоторых зрителей подобные моменты определенно важны.
Итак, запись для истории сделана, что дало нам возможность еще раз оценить удачи и промахи "Монте-Кристо". При всей легендарности сюжета его органичность в качестве основы для мюзикла по-прежнему неочевидна. История предательства, страданий и мести предлагает слушателю вполне тяжелое зрелище — даже в формате музыкального спектакля. Декорации в основном мрачны, вокальные партии — драматичны, поводов для радостных улыбок — минимум. Телевизионная съемка скрадывает театральные условности: в безмятежных сценах юношеской любви Эдмона и Мерседес заметно, что артист Балалаев заметно старше своего героя; зато в застенке и в роли демона справедливости он выглядит очень адекватно. Невеселый сюжет, увы, подчеркивается и музыкой Романа Игнатьева — она вполне соответствует настроению той или иной сцены, но не выглядит достаточно яркой. Некоторые повороты фабулы уж наверняка заслуживали более драматичного и запоминающегося саундтрека, но даже лейтмотивные мелодии запоминаются только после многократного прослушивания, и ни одна из них не имеет шансов стать хитом в отрыве от спектакля. В этой обстановке и профессиональное либретто Юлия Кима начинает выглядеть несколько тускло. Столь же усредненные ощущения остаются и от игры и пения актеров, в том числе главной, вероятно, звезды Валерии Ланской. В результате представленная в "Монте-Кристо" смесь современного мюзикла и классической театральной постановки выглядит довольно странно.
Издатели видеоверсии не вполне использовали возможности формата DVD. На бонус-диске записаны караоке-версии пяти партий из мюзикла, в том числе "Я всегда иду к тебе", "Соленый ветер" и "Память прежних дней": да, это лучшие песни постановки, но, не думаю, что стремление подпеть им станет массовым явлением среди зрителей "Монте-Кристо". Куда лучше в качестве бонусов смотрелись бы закулисные сюжеты и/или интервью с создателями/участниками постановки. Не исключено, что подобные материалы сумели бы заинтересовать и смягчить сердце строгого критика.
Алексей Мажаев, InterMedia