Сборник "Союз-47" ***
"Союзовские" сборники долгое время пользовались репутацией самого точного среза состояния дел в актуальной отечественной поп-музыке: можно было для интереса послушать очередную компиляцию — и к русской попсе в ближайшие полгода не возвращаться. Однако, судя по 47-му выпуску, "Союз" стал терять позиции, и его свежую подборку трудно считать репрезентативной. Почему так показалось? Дык Ваенги нет! А что же это за сборник без Ваенги? Нет, я как человек широких взглядов вполне допускаю, что без Елены Ваенги в принципе может обойтись любая пластинка или телепередача — но реальность-то вопиет об обратном! Нельзя сейчас щелкнуть пультом, чтобы не попасть на Ваенгу. Так что, если вам за последнее время поднадоела эта певица с угловатыми манерами, добро пожаловать на сборник "Союз-47", где можно слегка отдохнуть от данного культурного феномена. Стас Михайлов тут, правда, есть. Зато Лепса нет. А что за сборник без Лепса?
Если же говорить более серьезно, то при современном состоянии поп-сцены странно ждать, что в сборнике окажется 25 суперхитов. "Союз-47", как и большинство его конкурентов, составлен по такой примерно формуле: пяток действительно мощных шлягеров, несколько не совсем проходных новинок от востребованных артистов, пара-тройка танцевальных боевичков, чуть-чуть совсем новых, перспективных имен плюс треки от музыкантов из актуального каталога компании-издателя. Сегодняшние сборники — это уже не коллекции деликатесных сливок, а натурально сборные солянки. На "Союзе-47" в роли сливок выступают "Любовь спасет мир" Веры Брежневой, "Небеса" Валерия Меладзе, "Fashion Girl" "А-Студио" (которую забыли указать в трек-листе на развороте буклета; видимо, 13-й номер оказался для трека воистину несчастливым), возможно, "Птица-разлука" Валерии… В общем-то, всЈ. К суперхитам также стоит отнести "Веревки" от украинского проекта "НикитА", однако, во-первых, песня звучит с 2008 года и ее всероссийская раскрутка, похоже, запоздала, а во-вторых, без видеоряда с голой солисткой, гуляющей по торговому центру, чего-то не хватает. Из относительных новинок от востребованных артистов можно отметить "Дольче Габбана", знаменующую окончательное превращение Верки Сердючки в группу Modern Talking, а также трек "Это мое", в котором "Отпетые мошенники" гораздо сильнее напоминают "Дискотеку Аварию", чем "аварийцы" сами себя в песне "Звезда". Попавшие в альбом танцевальные композиции, на мой взгляд, отдельного упоминания не заслуживают, а кавер-версия группы "Хаки" на барыкинскую "20.00" заслуживает только недоумения. Из "союзовских" питомцев хорош Найк Борзов - прежде всего своей "отдельностью" от происходящего. Проект "Ай-Q" звучит приятно, но кажется уцененной версией "Бумбокса". Недурной лирической вещью "Километры любви" отличилась группа Couple.
Тем временем шансона на попсовых сборниках становится все больше — даже без Елены Ваенги треков в этом жанре здесь как минимум три: Шуфутинский, Михайлов и Майданов. Задумчивая "Пуля" Дениса Майданова явно метит в новые визитные карточки исполнителя, а песня "Живи и знай" сверхпопулярного Стаса Михайлова чуть ли не впервые в его творчестве действительно похожа на хит. Разгульно и доходчиво — не в этом ли секрет успеха шансонье?
Алексей Мажаев, InterMedia