Алексей Серебряков: "У меня трое детей, так что мне есть чем заниматься"
"Во-первых, мешает степень ответственности, которая в этом случае ложится на человека, называющего себя режиссером. Я перфекционист, так что очень хорошо понимаю всю меру ответственности и на себя ее возлагать пока не могу. Я вижу много режиссеров, которые декларируют себя таковыми, хотя тоже не в состоянии нести подобную ответственность, но почему-то берутся за непосильную ношу, и из этого ничего хорошего не получается. Ведь никто не хочет снимать плохое кино, но почему же его так много у нас в стране? Потому что много людей, которые не осознают степень своей ответственности. Сейчас можно стать богатым, не читая книг, а просто отгадав слово; можно стать успешным и известным фигуристом всего за месяц. И не надо 10 лет трудиться по 8 часов в день, а достаточно месяц постоять на коньках, показать собственную беспомощность и стать известным на всю страну. Идет мощнейшая пропаганда самодеятельности: не надо работать, не надо учиться, ничего не надо делать. Все может произойти само собой, стоит лишь ткнуть пальцем куда-то. Вот мы и получаем, что работы нет и количество профессионалов просто минимально во всех областях".
(О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ)
"Как бы я собственным примером ни призывал, окружающая среда такова, что почти не дает возможности развиваться. Но на самом деле все не так безнадежно. Ведь существует не только Россия, есть и остальной мир — можно отправить детей учиться за границу. Ребенку необходимо предложить максимальный спектр деятельности, чтобы он понимал, что живет не только в великой России, а еще и на планете Земля, и что реализовывать свои возможности и таланты можно вне зависимости от границ. Мы бы сильно продвинулись вперед, если бы поняли: амбиции правителей и их наполеоновское желание руководить какой-то частью населения — это не то, что нужно человечеству в XXI веке".
(ТЯЖЕЛО ЛИ ЕМУ СУЩЕСТВОВАТЬ В РАМКАХ НЫНЕШНЕЙ СИСТЕМЫ)
"Мне очень сложно существовать, потому что я зависимый человек в профессии, я завишу от огромного количества людей: от режиссера, оператора, гримера, костюмера, монтажера. А в результате в кадре оказываюсь все равно я, и что получится в итоге проделанной мной работы, я не знаю. А поскольку на двух умных людей приходится 98 глупых, то вполне естественно, что зависимость эта достаточно мучительная. Но я с ней живу уже 30 с лишним лет своей профессиональной деятельности и как-то научился справляться, в противном случае давно поменял бы профессию. Я понимаю, что в другой профессии то же самое, но в ней я еще и ничего не смыслю. А в своей я хотя бы научился каким-то образом взаимодействовать с людьми и находить какой-то компромисс".
(ОБ АКТЕРСКИХ ДОХОДАХ)
"Как артист я получаю раз в десять больше, чем режиссер или продюсер. И поскольку у меня растут дети, материальная сторона моего существования для меня достаточно актуальна. Я не собираюсь покупать яхты, острова, самолеты и тому подобное, но обеспечить нормальное здоровье и обучение своих детей я обязан. А это, поверьте, все очень дорого стоит. Поэтому пока я работаю артистом, и у меня еще есть какое-то время для того, чтобы быть востребованным. Но неминуемо мне придется поменять сферу деятельности, скорее всего, это будет продюсирование, нежели режиссура. Я уже играю старших друзей, наставников или отцов главного героя, но еще лет пять у меня есть (улыбается). Вот когда я стану играть дедушку главного героя с двумя съемочными днями, тогда, значит, пора будет переквалифицироваться в продюсера".
(БОИТСЯ ЛИ СТАРОСТИ)
"Нет, а чего ее бояться? Да и в конце концов, это моя личная тема, вам-то это зачем знать?"
(НА КОГО ОПИРАЕТСЯ В ТРУДНУЮ МИНУТУ)
"На себя, и так было всегда. Так сложилось. Видимо, я так правильно был воспитан своими родителями и учителями, что достаточно рано захотел быть хорошим. И больше уже не сворачивал с этого пути".
(ЧТО ВОССТАНАВЛИВАЕТ ЕГО ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ ПОСЛЕ НАПРЯЖЕННОЙ РАБОТЫ)
"Алкоголь. Как и любой транквилизатор, на каждого человека он воздействует по-разному: кого-то делает агрессивным идиотом, а кого-то — спокойным мудрецом, к коим я рискну причислить и себя".
(О ХОББИ)
"У меня нет хобби. Единственное, что мне нравится, — делать что-то своими руками, мастерить, ремонтировать. Я вообще не люблю болтать и тратить время впустую".
(ГДЕ БЫ ЕМУ ХОТЕЛОСЬ ЖИТЬ)
"Я достаточно хорошо и комфортно чувствую себя в западных странах. Хотя я ведь бываю там как турист, а если бы пришлось жить, то вполне возможно, что я столкнулся бы с какими-то иными проблемами, которые наверняка и там существуют в большом количестве. Но когда ты в Нью-Йорке выходишь на улицу и видишь толпы людей, которые, кроме доброжелательности, не излучают никакого другого чувства (как то у нас — агрессии, хамства, жлобства), то понимаешь, что эти люди живут в каком-то другом мире, отличном от нашего. А ведь жизненный принцип-то всего один: чем больше богатых, тем меньше бедных, чем богаче я, тем богаче все остальные, кто вокруг меня и благодаря мне питается и зарабатывает. Чем я лучше и больше зарабатываю, тем больше получает чаевых мой официант, таксист, который меня везет".
(О ТЕАТРЕ)
"Да, я не люблю театр. Во-первых, так сложилось, что я не нашел своего режиссера. Еще в 1991 году я ушел от Олега Павловича Табакова. Я уходил от многих, без сомнения, талантливых, уважаемых мною людей: и от Виктюка, и от Мирзоева. Видимо, театр — просто не мое. Я не очень понимаю принцип рисования одной картины каждый вечер, я не представляю, как можно 300 раз играть одно и то же. В кинематографе все просто: если ты попал в плохое кино, то ты знаешь, что оно конечно. А если перед выпуском спектакля понимаешь, что играешь в плохом спектакле, то ты не имеешь возможности из него уйти и должен тянуть эту лямку и играть то, что тебе не нравится. А я не в том возрасте, чтобы делать то, что мне не нравится. То есть я могу это сделать кратковременно и за большие деньги, чем я, собственно говоря, и занимаюсь".
(ЧИТАЕТ ЛИ СЦЕНАРИИ)
"Ну конечно читаю, ведь сценарий является чертежом того здания, которое надо будет построить. А я в нем всего лишь элемент, кирпичик, который должен стоять на своем месте, чтобы здание было устойчивым. Недостатки всегда столь очевидны, что их даже подмечать не стоит, поэтому изо всех сил пытаешься найти достоинства и исходя из этого определяешь, где ты будешь сниматься. Количество недостатков везде примерно одно и то же, а вот если есть хоть какое-то достоинство, то на это обычно откликаешься. Поскольку работать нужно, так как это единственный источник пропитания моей семьи".
(О ВРАЧАХ И УЧИТЕЛЯХ)
"В мире на самом деле существует всего две главные профессии — учитель и врач, все остальное — от лукавого. А эти люди призваны делать свое дело ради того, чтобы человечество существовало, чтобы дети росли и были обучены. Поэтому врача в этом отношении играть достаточно легко. Нельзя быть плохим врачом. Можно быть плохим токарем, плохим укладчиком кирпича, плохим артистом или журналистом, потому что никто, что называется, не умрет. А плохим врачом нельзя быть, потому что кто-то может умереть. Это очень важно помнить".
(О ПРИНЦИПАХ)
"Я прожил достаточно много времени, чтобы понимать, что именно эти принципы дают мне возможность спокойно существовать в окружающей среде. Это же очень простая заповедь: не играй в мои игрушки и не писай в мой горшок".
(ПРОЯВЛЯЕТ ЛИ СВОЮ ГРАЖДАНСКУЮ ПОЗИЦИЮ)
"Никак не проявляю. Мне главное — построить свое собственное существование. У меня трое детей, так что мне есть чем заниматься".
("Труд-7", 10.02.11)