Александр Иванов — "Это был я…" ***
Когда поп-артист подчеркивает, что на создание альбома его сподвигла новая любовь, расставание со старой женой или вообще какие-либо глубокие личностные переживания, в его искренность публика верит, как правило, с большим трудом. Все уже настолько привыкли, что пиара ради звезда готова родную бабушку похоронить или родную жену засекретить, спрятав за глухим высоким забором, что всевозможные "откровения" воспринимаются в лучшем случае снисходительно. Но с Александром Ивановым получилось по-другому. Солист группы "Рондо", подчеркивавший имидж успешного человека, даже когда это не особо сопровождалось музыкальными успехами, хотел назвать новый альбом "Сердце вдребезги", объясняя, что подобный заголовок как нельзя лучше соответствует его нынешнему душевному состоянию. Некоторых это раздражало, кто-то вопрошал: "Да что ж там у него такое случилось?!" - но в искренности исполнителя сомневаться как-то не приходилось. Иванов действительно глубоко переживал распад семьи, испытывая растерянность человека, которому на пороге 50-летия приходится менять во многом устоявшуюся жизнь и начинать заново. Дало ли это ему какой-то дополнительный пиар? Возможно. Но мне кажется, что Александр скорее предпочел бы обойтись без подобного промо.
Формально семейные передряги не оказали на музыкальную стилистику Иванова серьезного воздействия. На альбоме "Это был я…" присутствуют и горделивые "глэмовые" боевики вроде "Город ждет (соблазн)", и множество лирических баллад. В свое время ход со сменой имиджа и репертуара в первом сольном альбоме Александра Иванова был очень выигрышным: благодаря сотрудничеству с композитором Сергеем Трофимовым вокалист поп-рокового "Рондо" сумел вывести свое творчество на новый уровень. Затем Трофимов занялся собственной карьерой певца, но Иванов сумел найти других авторов, умеющих качественно писать печальные баллады. В новом альбоме это направление тоже имеет серьезное представительство — и кажется, что на сей раз солист сумел вложить в медленные песни больше личной боли. От этого песни зазвучали, конечно, более проникновенно: если раньше всякая "Грешной души печаль" воспринималась красивой абстракцией, то теперь заставляет сильнее сопереживать. Довольно сильным ходом стала и запись кавера на "Я хочу быть с тобой": одна из самых важных в русской музыке песен о любовной трагедии в исполнении Александра Иванова не выглядит пародийно. Ему хватило и вокального, и актерского мастерства, чтобы сравниться в драматизме пения с молодым Бутусовым, а утяжеленная аранжировка довершает создание правильного настроения. Помимо постоянного автора Александра Дзюбина, много песен на этом альбоме написал юное дарование Ромарио. Если его сольный альбом в целом не оправдал ожиданий, то в качестве приглашенного композитора Ромарио выглядит очень уверенно. Он явно чувствует ивановскую манеру, являясь автором и пронзительной заглавной песни, и легкомысленной "Город ждет". Дзюбин же отличился в лирико-драматическом "Всаднике", где Александр Иванов слегка расширяет рамки своего привычного жанра, и в песне "Бриллианты". А песня "Где ты теперь", написанная Ромарио в соавторстве с постоянным гитаристом "Рондо" Игорем Жирновым, неуловимо напоминает группу "Автограф" времен альбома "Каменный край".
К сожалению, новое творческое состояние Александра Иванова пока никак не использовано в клипах. В бонус-DVD, вложенном в издание, представлены традиционные для певца "видовые" видео "Ну и пусть" и "Свет негасимой свечи" и ролик на новый хит "Город ждет (соблазн)". Увы, то, что в тексте композиции выглядело остроумными намеками, режиссер Семен Горов выпятил на первый план и довел до абсурда: лимузин, стрип-клуб, раздетые девушки, оставшиеся в дураках менты — использование этих "рок-н-ролльных" штампов превращает интересную ироничную песню в сеанс глупого псевдорокерского самолюбования. И в то, что в стриптиз-баре лирический герой "отмокает" после семейной драмы, способен поверить только исключительно сердобольный зритель.
Алексей Мажаев, InterMedia