Игорь Растеряев — "Русская дорога" ***
В августе все начали слать друг другу ссылки на снятый на мобильный телефон клип "Комбайнеры", который вообще-то без особого эффекта валялся на YouTube к этому времени уже полгода. Песня и ролик имели все признаки популярного интернет-прикола: человек с подходящей к случаю фамилией Растеряев под гармонь натурально славил реальных русских комбайнеров и противопоставлял городскому гламуру и потреблению сельскую идиллию, знакомую телезрителям по фильмам про деревенского детектива Анискина. Выглядело все это залихватской "зачотной" шуткой из тех, что бурно линкуются и "лайкуются", после чего забываются через неделю. Так, возможно, и произошло бы, но Игорь Растеряев оказался вполне живым и реальным петербургским актером, действительно умеющим играть на гармошке и пишущим вот такие "почвеннические" песни, в которых роль центра мироздания отводится богом забытой деревне Раковке. Часть песен сочинил его дядя Василий Мохов, но это уже частности. Когда вслед за "Комбайнерами" последовала "Георгиевская ленточка", Растеряев с его антигламурной внешностью из интернет-мема превратился чуть ли не в совесть нации. "Комбайнеры" попали в "Чартову дюжину" "Нашего радио", Растеряев начал давать концерты - в шоу-бизнесе, в отличие от интернета, мало что происходит быстро. Растеряева уличили в подражании Юрию Хою-Клинских — после покойного лидера "Сектора Газа" к провинциально-деревенской теме с таким знанием дела действительно никто не обращался. "Георгиевская ленточка" породила бурные дискуссии: одни считают крайне спорными шутки на тему Великой Отечественной войны, другие не видят в песне никакого прикола и взаправду рыдают над очевидными истинами, которые не стесняется пропевать Игорь.
Тут и дебютный альбом подоспел, что дает нам возможность присоединиться к дискуссии. Прикол или совесть? Выпуск менее чем 30-минутной пластинки с всего семью песнями и пятью короткими рассказиками-зарисовками деревенского быта (абсурдного зачастую) в принципе говорит в пользу того, что Игорь Растеряев решил использовать возможности шоу-бизнеса, пока горячо. Концептуальность тематики и устройство трек-листа выдают в "Русской дороге" все же арт-проект творческого человека, а не крик души подпольного сельского философа. В то же время очевидно, что даже гигантский коммерческий успех в шоу-бизнесе вряд ли заставит Растеряева поставить свой "колхозный панк" на поток, как было с Хоем. Он просто артист, пишущий песни, довольно искренние и ввиду своей нетипичности удивившие большое количество людей.
Надо признать, что до мелодической изощренности Игорю далеко — все семь песен в принципе похожи друг на друга: может быть, гармонь тому виной, однако интернет-определение его стиля как "кантри&фолк" выглядит вполне точным и не совсем издевательским. Гармошка придает проекту лубочности, хотя соль тут, конечно, не в ней, а в текстах. Растеряев берет темы, давно исчезнувшие даже из русского рока и не появившиеся (пока) в рэп-произведениях: деревенские погосты с похороненными там молодыми парнями ("Ромашки"), голодающие ветераны войны ("Георгиевская ленточка"), конфликт с мусульманской цивилизацией ("Казачья"), особенности национальной битвы с врагами ("Русская дорога") — и все гораздо менее весело, чем можно подумать по "Комбайнерам". Растеряев не совесть нации, нет, но автор определенно совестливый и гораздо более глубокий, чем может показаться по крестьянскому имиджу. Искренне надеемся, что не имидж будет диктовать ему дальнейший репертуар.
Алексей Мажаев, InterMedia