"Обе две" - "Знаешь, что я делала" ****
Хотя секс в Советском Союзе разрешили больше двадцати лет назад, в музыку он по большому счету так и не проник. Особенно в женскую, причем как в рок, так и в поп. Русский женский рок — это, как правило, очень много фрустрации и очень мало сексапила. На фоне глобальных переживаний и первоклассных страданий секс оказывается слишком мелкой темой, а когда вдруг на флаг поднимают любовные волнения, это по известным причинам оставляет равнодушными половину слушателей, то есть мужчин. В попсе другая крайность: уж, казалось бы, исполнительницы максимально обнажены и никогда не поют ни о чем, кроме любви, но понятно же, что там нет ни личного опыта, ни искренней чувственности. Исключения случаются, но скорее при помощи мужской фантазии, позволяющей додумать то, на что будто бы намекают артистки. Тут можно вспомнить некоторые песни певицы Максим, группы "Колибри", "ВИА Гры", да и Земфиры с Марой. Впрочем, до откровенной эксплуатации темы никто из них никогда не доходил, что, может быть, и к лучшему. На днях у киоска "Роспечати" юная — разнополая — пара обсуждала стоявший в витрине журнал "Ваш гинеколог". Они пытались шутить, но было видно, что обоим неловко — поэтому шутки не получались смешными, отчего становилось еще менее ловко. Не исключено, что вздумай какая-нибудь рок-мэтресса назвать вещи своими именами — у нее вышло бы не ловчее, чем у Елены Малышевой в передаче про обрезание свитера.
У дебютного альбома екатеринбургской группы "Обе две" есть неоспоримое достоинство: при всей своей откровенности он не вызывает никакой неловкости у слушателя. Видимо, подросло наконец поколение, которое может говорить о сексе, не предваряя разговор виноватыми ремарками типа "ну это же тоже важная часть жизни". Главные роли в группе играют барабанщица Александра Кучерова, известная по работе в "Сансаре", и певица и автор текстов Екатерина Павлова. У последней невероятное чутье на выбор правильной интонации — этого решительно не хватает сценаристам сериала "Секс в большом городе", зато в избытке у малоизвестной уральской девушки, которая ни разу не впадает в пошлость. Группа "Обе две" не краснеет при произнесении слова "любовник" - это само по себе повод познакомиться с их музыкой поближе. Есть и обстоятельство, переводящее это знакомство в категорию обязательных: любовника Катя Павлова рифмует с подоконником. Альбом, одно название которого будит фантазии, неровен, но здесь обнаружено как минимум четыре трека, мимо которых не имеют права пройти люди, в чьи профессиональные обязанности входит распространение музыки по телерадиоволнам и интернету. Это "Гонщики", "Пачка", "Милый" и "Моряки". Они все разные, но именно в них история, рифмы, музыка, аранжировка, покорность и агрессия складываются в единое целое максимально привлекательным образом. К тому же в перечисленных песнях легче вычленить квинтэссенцию того стиля, который в недалеком будущем назовут стилем группы "Обе две". В описании этого жанра я ограничусь одной фразой: представьте девушек, которые взяли лучшее от Земфиры и "Пеп-Си" и перемешали это…
Среди остальных песен тоже встречаются по-своему интересными, однако большинство из них все же следует отнести к попыткам играть разнообразно. "Северо-Запад" - почти романс, в "Яблонях" и "Десантнике" Екатерина Павлова тренирует пение в истошной манере: в этом что-то есть, но чередование речитатива с обычным "неконцентрированным" вокалом в плане воздействия на слушателя работает сильнее. Однако для дебюта все равно получилось круто. Напоследок — короткая цитата из лучшей песни пластинки. "Милый, знаешь, что я делала, когда тебя не было?". Подробности - в альбоме, и они не разочаруют.
Алексей Мажаев, InterMedia