Раймонд Паулс: "Всегда говорю гримерам: зря стараетесь, мне все равно ничто не поможет"
"То, что я вообще дожил до 75 лет! Это весьма солидный возраст для нашей эстрады. В общем, я давно уже на пенсии и практически не выступаю. Сделал исключение, уступив просьбам господина Фокина, который просто уговорил меня на эти гастроли. Хотя я бы с большим удовольствием предавался воспоминаниям об удачных 80-х годах - начале творческой работы с Пугачевой, Леонтьевым. Мы постоянно выступали на телевидении, ездили с концертами. Да, есть что вспомнить..."
(О ВЕТЕРАНАХ ЭСТРАДЫ)
"Слава Богу, что так называемые ветераны остаются в хорошей форме. Желаю здоровья и успехов Алле Борисовне, с которой в свое время у меня было очень тесное сотрудничество. Многое, конечно, в прошлом, но, даст Бог, я еще поживу... По крайней мере, сейчас чувствую себя нормально, хотя стараюсь в зеркало не смотреть. (смеется.) Даже гримерам всегда говорю: зря стараетесь, мне все равно ничто не поможет".
(КАК ЧУТЬ НЕ СТАЛ ПРЕЗИДЕНТОМ ЛАТВИИ)
"Я действительно прошел в первом туре выборов, а потом снял свою кандидатуру. Считаю, творческим людям все-таки не надо лезть в политику. Грязное это дело. Прав был мой отец, когда говорил мне то же самое. Я не послушал его, потом сам по голове и получил. Правда, вовремя сообразил, что это не мое. Вот играть на рояле - да, совсем другое дело, чем до сих пор и занимаюсь. Ну еще, может, кадры молодые растить".
(О ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ АРТИСТОВ)
"Чтобы не произошло кризиса в музыке, надо готовить собственные национальные кадры. Другого выхода нет. Нужно заниматься с молодежью, помогать ей. А мы, увы, не всегда это делаем. Хорошо, я сижу в жюри на "Новой волне". Каждый год мы слушаем огромное количество молодых исполнителей. Но проходит "Волна", и они куда-то все исчезают. Где эти звезды? Проблема в том, что сама система шоу-бизнеса очень неправильная. Она требует огромных денег, а где их брать начинающим певцам? Где искать спонсоров? Я помню 80-е годы, когда после фестиваля в Юрмале артистов везли в Москву, Питер, показывали, на что способна одаренная молодежь. А сейчас все по-другому. Получается, единственный выход - самим артистам писать музыку, продвигать себя, потому что государство на себя это не возьмет".
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО УЖЕ ЛЕТ 50 НЕ ПЬЕТ)
"Откровенно говоря, сейчас я бы с удовольствием выпил. (смеется.) Но я не уверен в себе, потому и воздерживаюсь. Как любой музыкант, прошел все это в молодости, еще до 1962 года. А что вы думаете? Мы тогда поголовно увлекались джазом. Часто играли в кабаках, а это постоянные пьянки, гулянки. Водка - вот что погубило многих моих товарищей, талантливых музыкантов. Я смог как-то от этого уйти. Может, поэтому и сохранился до сих пор. Действительно не курю, не пью, живу, так сказать, старомодно. Но если бы я не был слаб характером до водки, мог бы себя сдерживать, то, конечно, не прочь иногда пропустить стаканчик. Для настроения это бывает очень даже полезно".
(О СЕКРЕТЕ ДОЛГОЛЕТИЯ)
"Знаете, в чем секрет моего долголетия? Я уже 45 лет живу с одной женщиной! Да и вообще, люблю заниматься хозяйством, это у меня в крови, очевидно, от родителей. Мне нравится мой большой дом, стараюсь, чтобы в нем царили порядок, покой. Иногда даже сам выполняю всякие мелкие хозяйственные дела. Что касается тусовок - терпеть их не могу, устаю на них. Лучше дома посижу, что-то сделаю. Или гостей к себе приглашу".
(ЗОВЕТ ЛИ ПУГАЧЕВУ В ГОСТИ)
"Знаете, Алла Борисовна такая особая фигура, что с ней надо поосторожнее. У нас были разные жизненные этапы, у каждого своя дорога. Но я всегда относился к ней с большим пиететом. И теперь никогда не позволю себе что-то плохое об Алле сказать и слушать ничего не хочу. Для меня Пугачева все равно певица номер один. Конкурентов у нее пока нет".
(ВЕРНУТСЯ ЛИ В ЭСТРАДУ "ЗОЛОТЫЕ 80-Е")
"Сейчас опять появляется спрос на более мелодичную музыку. Я смотрел современные американские фильмы, где начинают использовать старые записи Фрэнка Синатры и Эллы Фитцджеральд. Значит, электронный бум немного приелся? Люди хотят услышать натуральное, акустическое, чистое звучание. Но возвратить былой рассвет, увы, не удастся. Он навсегда останется лишь нашим воспоминанием. Время идет вперед, меняются мелодии, да и каждый композитор уже по-своему понимает, что это такое".
(ЗАМУЧАЛА ЛИ ЕГО НОСТАЛЬГИЯ)
"Скорее, нет. Мы жили в довольно странную эпоху. С одной стороны, рассвет, с другой - полный провал. Ведь мы потеряли очень много в развитии из-за полного неприятия джазовой музыки. В советское время она долго была полузапретной. Все прошли через это. А что можно было сделать? Если бы нас не гнобили тогда, мы бы сегодня были на уровне американских музыкантов. Поэтому можно лишь надеяться, что все наши пробелы восполнит нынешнее поколение. У них-то совершенная свобода - европейский, мировой уровень. Все открыто - только дерзай".
(О РАБОТЕ)
"Сидеть без работы не могу. Играю несколько спектаклей в Риге - на сцене я за роялем, поющие актеры. Обожаю театр! Это совершенно другой мир, иное отношение к музыке. Любовь эта родилась давно, после работы с великим Андреем Мироновым. Как же рано он ушел из этой жизни! Опять воспоминания... А что мне осталось? Правда, вот хочу еще подготовить какой-то молодой талант к "Новой волне". В этом году фестиваль юбилейный, десятый раз состоится".
(О "НОВОЙ ВОЛНЕ")
"Новая волна" тоже часть моей жизни. И довольно большая. Но будущее фестиваля - серьезная проблема. Конкурс переживает сильный кризис, мы должны что-то менять. Если не сделаем этого, можем его просто потерять. Сложный вопрос. И не только финансово, но и творчески. Все-таки мы должны давать возможность роста молодым исполнителям. Не все в моей власти. Я-то, в принципе, на "Новой волне" не хозяин, а так, в декорации. Но хватит о грустном, будем надеяться на лучшее..."
("Факты и комментарии", 25.02.11)