"Звери" - "Музы" ****
Группа Романа Билыка почти три года не выпускала новых дисков. Работа над альбомом под амбициозным названием "Музы" подзатянулась, и неспроста. Роме Зверю пришла пора определяться с творческим будущим, ведь еще немного — и разница в возрасте между ним и его зрителями стала бы критической: когда исполнитель годится публике в родители, это серьезная угроза для доверительных отношений между ними. На пластинке 2008 года "Дальше" слышалось, что "Звери" работают по инерции, не вполне понимая, куда двигаться, и пережевывая — пусть и довольно талантливо — собственные штампы. Но если после трехлетних раздумий г-н Билык опять представил бы сборник песен о подростковой гиперсексуальности, это стало бы его личным поражением. "Музы" в любом случае оказались бы для "Зверей" этапным альбомом, символизируя в худшем случае начало заката, а в лучшем - выход на новый уровень. На выходе получилось нечто среднее, но с явным намеком на счастливое и уже более взрослое продолжение удачной карьеры.
Несмотря на наличие песен с такими мрачными названиями, как "Никуда не надо", "Никому" и "Не важно", Рома обошелся без недружелюбных движений по отношению к старым поклонницам. В диск вошли как минимум три композиции в жанре "хит группы "Звери". Это давно звучащая на концертах "Микки", а также довольно бледные "Кнопки" и трек "Хочу тебя". Упорная верность автора пубертатной проблематике может вызвать у слушателя некоторую досаду, которая, впрочем, развеивается по ходу звучания композиции. Рома Билык поет про "хочу тебя" так задорно и откровенно, что даже в свои 33 не выглядит смешно в роли исполнителя очень молодежного хита. Правда, юмор в тексте уже не совсем подростковый. "Посмотри на себя, посмотри на меня, представляешь, какие у нас будут дети", - героем движет не только похоть, но и мысли о продолжении рода.
Остальные произведения диска — это уже немного другие "Звери", более взрослые и интересные. Роман Билык всегда очень ценил в собственном творческом методе естественность, поэтому не стал придумывать себе новые жанры, а приблизил свою музыку к той, на которой воспитывался в юности. Символичной выглядит кавер-версия на цоевскую "Перемен": как ни кощунственно это прозвучит, Роме Зверю к лицу маска рок-героя нового поколения, и ему удалось одно из лучших исполнений классического хита группы "Кино". Вот и во многих новых песнях "Зверей" ощущается — если не по текстам, то по настроению - дух того самого русского рока, который вроде как считается тупиковой веткой развития музыки. В красивой композиции с "кинчевским" названием "Солнце за нас" солист поет несколько необычным голосом, отчасти похожим на вокал Виктора Цоя. Куплеты "Не важно" могли бы написать "Смысловые галлюцинации", а в "RnR" больше не рок-н-ролла, а пресловутого русрока. Трек "Рули" своей развязной, порочной истеричностью напомнил "Агату Кристи", попавшую на кабацкую сцену. Еще более зажигательную смесь Рома Зверь замутил в песне "Никому": хаус-вступление, русскороковое продолжение — и эмо-припев. Надо сказать, что в исполнении "Зверей" подобная ветвь развития не выглядит тупиковой: пока лидер сохраняет драйв и дар сочинять яркие рефрены, говорить о кризисе идей бессмысленно. При этом на альбоме есть и песня, записанная в совершенно перпендикулярном жанре: в "Никуда не надо" Роман исполняет подобие речитатива, который переходит в ритмичный фанковый припев. Тоже перспективное направление. В целом же альбом "Музы" показывает, что стилистические поиски продолжаются, и внушает уверенность, что они будут успешными.
Алексей Мажаев, InterMedia