ST - "На100ящий" ***
Рэпера ST на самом деле зовут Александр Степанов. Он работал с Серегой, был финалистом телешоу "БиTVа за респект", выпустил два альбома. Обычная, казалось бы, рэп-биография, очередная дурацкая кличка, безвкуснейшее написание названия пластинки. Если чуть углубиться в творчество Александра, к вышеперечисленному добавится вполне ординарная читка с легкой картавинкой, да и музыкальные темы, ответственность за которые взял на себя рэпер Нэл, тоже трудно отнести к фееричным. Словом, пластинку легко было отнести к легиону аналогичных релизов, которые слушаются только внутри субкультуры и по возможности не показываются посторонним людям. Правда, альбом фигурирует в каком-то из чартов продаж, что в условиях кризиса индустрии звукозаписи является серьезным показателем: рэп-публика на шнягу тратиться не будет. Прослушивание "Настоящего" (уж позвольте писать его по-русски) подтвердило, что свои деньги покупатели израсходовали не зря: альбом не вызывает раздражения и досады, часто сопутствующих знакомству с пластинками бессмысленных и понтующихся рэперов, мечтающих приподняться на актуальности жанра. Не хватая с неба особенно ярких звезд, Александр Степанов демонстрирует качества, заставляющие проникнуться к нему уважением. Он почти не "пальцует" - и это может задать забавный рэп-тренд, когда на фоне сотен мегакрутых парней появится несколько нормальных, вроде ST. Он внимательно наблюдает за шоу-бизнесом, что отражается в текстах. Он знает реальную жизнь и умеет ее описывать, не сгущая черные краски, но и не мазюкая картину розовым. У него встречаются мощные поэтические ходы. И, кстати, он не матерится: зачем, если богатства нетабуированной лексики хватает, чтобы выразить самые многоступенчатые мысли? К тому же Степанов молод, ему 22. В минувшем году рэп-сообщество наблюдало за взрослением лидеров жанра "Касты", Басты и Гуфа, двинувшихся в темах своих произведений в сторону среднего класса и среднего возраста. Тревожная молодость героев вроде как осталась в прошлом, а вот Александр Степанов доказывает, что и для 20-летнего рэпера вовсе не обязательны такие максималистские проявления, как криминал и наркомания.
Начало диска ST посвящает декларации о намерениях. "Слишком много стало продюсерских проектов, мало настоящего, мало респекта", - читает он во вступительном треке "Слишком". Следом — еще один манифест, под названием "Рэп не штампуется". "Когда мы делаем это на русском, рэп не штампуется, это искусство", - Александр не боится быть банальным, в сотый раз доказывая, что рэп не синоним кала. Кстати, сегодняшний хип-хоп зачастую производит впечатление, будто он именно что штампуется: в связи с этим отрадно, что громкие слова в защиту жанра у Степанова не оказываются пустыми. В номере "Завяжи мои глаза" рэпер упоминает ветеранов войны, в "Этажах" уверенно скрещивает речитатив с французским шансоном, в "На на на" остроумно описывает нравы публичного российского шоу-бизнеса. "Поводок" - текст о любви, в "Девочке с периферии" жесткая правда жизни совмещена с арэнби-припевами в исполнении Александры Стрельцовой. В "Как меня слышно" есть сильное четверостишие "мы все ждем Олимпиаду в Сочи, земли — крестьянам, фабрики звезд — рабочим. Не трогай рэп руками, которыми дрочишь, ведь ты не можешь содержать даже тамагочи". Но самый серьезный трек альбома — "Подростки": несколько непростых историй о сверстниках заставляют искренне сопереживать незнакомым персонажам. А вот широко разрекламированный в рэп-коммьюнити дуэт с Гуфом "Статья" оказался качественным, но не сногсшибательным. Не очень оригинальными получились и продукты коллабораций с соул-певцом Ильей Киреевым "Спой мне" и "Позови меня"". Однако и нескольких треков, упомянутых в начале этого абзаца, хватит, чтобы порекомендовать знакомство с альбомом не только поклонникам хип-хопа.
Алексей Мажаев, InterMedia