"В субботу": стиляги под радионуклеидами ****
Партийный работник Валерка (чрезвычайно убедительный в этой роли Антон Шагин) случайно узнает об аварии на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Охваченный паническим страхом, он тем не менее держит рот на замке, поделившись секретом только со своей девушкой (Светлана Смирнова). Однако сбежать им не удается: непредвиденные события, случайности, свадьба близкого друга задержат их в Припяти вместе с ничего не подозревающими жителями еще на сутки.
Первые 20 минут фильма — захлебывающееся в эмоциях, рваное, сеющее панику в зале зрелище, герои которого постоянно бегут. Страх, охвативший персонажей, блестяще передает оператор Олег Муту, снявший знаковые фильмы "новой румынской волны" - "Смерть господина Лазареску" и "4 месяца, 3 недели, 2 дня", работавший с Сергеем Лозницей над картиной "Счастье мое", номинированной в Каннах на Золотую пальмовую ветвь.
Ручная камера Муту, его фирменный "псевдодокументальный" стиль — испытание не для слабонервных и страдающих от расстройств вестибулярного аппарата. Первую треть фильма она неотрывно, в буквальном смысле по пятам, следует за Валеркой, продираясь через кусты и праздношатающихся граждан. Передышку она делает лишь на свадьбе, где "комсомольская сволочь" Валерка (в далеком хипповском прошлом - Джонни) вынужден снова играть на барабанах в местной рок-группе. У зрителя создается впечатление полного присутствия в кадре, в этом весеннем цветущем советском городке, - впечатление, которого нельзя добиться никакими 3D-эффектами.
Оставшаяся, большая по хронометражу, часть фильма - пир во время чумы, танцы на палубе тонущего корабля, лишенные лоска "Стиляги" в атмосфере, пропитанной стронцием, с металлическим привкусом во рту, бессмысленная и беспощадная русская свадьба в советской Хиросиме. Отчаянное — на разрыв аорты - бесшабашное веселье, чуть ли не панк-рок вместо советской эстрады. Припев "Пусть будут у нас сотни радостных глаз" звучит пророчеством (или чернейшей шуткой) в преддверии генетических мутаций.
Драма Миндадзе, выходящая аккурат к 25-летию величайшей ядерной катастрофы и в разгар ликвидации последствий на японской АЭС "Фукусима-1", по своим ощущением напоминает, простите за сравнение, музейную редкость - винтажную эротику 20-х-30-х годов прошлого века, в которой за всеми плотскими утехами современный зритель видит мощнейший фон - memento mori.
Но картина Александра Миндадзе — не совсем о том, что, грубо говоря, "все умерли, а вы еще живы", а о противоестественном стремлении человека жить, вопреки инстинктам, на вулкане. В одном из интервью режиссер сказал, что его новый фильм о том, "как мы все существуем в постоянном кризисном стрессе, с предчувствием беды, но при этом хотим бездумно веселиться и находим в этом своеобразное спасение", и это делает "В субботу" сильнейшим художественным высказыванием о "ментальном Чернобыле", которое тяжело принять и не скоро получится забыть. К сожалению.
Денис Шлянцев, InterMedia