Алена Бабенко: "Сама я не возьму флаг и саблю, не сяду на коня, не побегу на баррикады"
"Время женщин было, есть и, по-видимому, будет, поскольку в нашей стране мужчины всегда на войне, вечно за что-то сражаются, а остальные заботы лежат на женщине. И получается, что многое от нее зависит. Женщина хватается за все сама, а потом удивляется: почему мужчина ушел?"
(О СВОЕМ ХАРАКТЕРЕ)
"Я увлекающийся человек, и во мне происходит постоянная борьба со слабостями и сиюсекундными желаниями. Приходишь на работу не всегда в одном и том же настроении. А надо забыть всю светскую суету, одернуть себя и сосредоточиться на творчестве, ведь никто тебя, уже взрослого, не будет воспитывать, только ты сам. И я стараюсь себя воспитывать: театр и ежедневные репетиции в этом особенно помогают".
(О ВЫРАЖЕНИИ СВОЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ)
"Часто возникают ситуации, когда нас просят поставить подписи под тем или иным открытым письмом. Вот была история с Домом ветеранов кино на Можайском шоссе — кто-то намеревался отнять особняк у пожилых кинематографистов. Я хорошо знаю это место и знаю, что старикам там уютно, они не брошены, а продолжают жить в мире кино. Конечно, я подписала это письмо в защиту. Потому что к таким намоленным местам даже прикасаться нельзя: там сложившаяся жизнь, свои традиции, ломать которые никто не имеет права. Люди пенсионного возраста — это вообще моя боль. Когда мы снимали "Комедию строгого режима" в Псковской области и ехали на машине, я думала, как хорошо было бы основать там центр для пожилых людей. Природа удивительная! И, кстати, эта мечта никуда не делась: я хотела бы построить в красивом месте огромный центр для людей, у которых никого нет, чтобы там были и развлечения, и медицина, и уют. Но пока это только мечта… Я очень радуюсь, когда вижу передачу о какой-нибудь женщине, которая в 80 лет начинает петь или рисовать. Значит, человек смог и в пожилом возрасте найти повод для радости. А что касается гражданской позиции артистов "Современника", про себя скажу так: если театр начнет какую-то борьбу, я пойду с театром. Но сама не возьму флаг и саблю, не сяду на коня, не побегу на баррикады, не буду сражаться с недосягаемыми силами. Поднять артиста на бой не такая сложная задача, поскольку актер эмоционален и моментально откликается, когда его что-то задевает. Пойду со своими. Вникну в ситуацию и пойду".
(О СОБЫТИЯХ НА МАНЕЖНОЙ ПЛОЩАДИ)
"Я политически отсталый элемент, поэтому никакой мудрости я вам не открою. Но когда думаешь о том, что произошло, понимаешь одно: нас всех к чему-то ведут. И ничего хорошего я в этом не вижу. Мне жалко людей, которые участвуют в подобных событиях, равно как и тех, кто участвовал в "оранжевой революции" на Украине. Ведь многие шли на демонстрацию из-за отсутствия денег. Им платили за то, чтобы они стояли с плакатом. То есть участие в демонстрациях — это следствие нищеты, участникам что-то обещали, впутывали в интриги... Ох, терпеть не могу такие игры".
(О ВОЛНЕ ЭМИГРАЦИИ ИЗ РОССИИ)
"Уезжают по-прежнему ради детей, ради их образования. Но я никогда не думала покидать страну, поскольку руководствуюсь принципом: где родился — там и сгодился. Не представляю, как жить без своих корней, как можно начинать новую жизнь вдали от родных мест, когда у меня здесь столько всего произошло. Правда, среди моих знакомых есть семьи, которые уезжают, например, в Канаду. И многие неплохо устраиваются, но к этому нужно сознательно себя готовить, а лично мне и вовсе не хотелось бы такой жизни. Даже если вспомнить, что за рубежом много русских, мой зритель все равно здесь, в России. И я счастлива, что в моей жизни несколько лет назад появился "Современник". Кстати, я ведь могла играть в антрепризах до "Современника", но не играла. Снималась в кино, но и там только однажды сказала себе: "Сейчас я зарабатываю деньги". Никогда не осуждаю актеров-мужчин, которым надо содержать семью, не могу их обвинять, хотя понимаю, о каком внутреннем подлоге идет речь: "Съемки проходят в Австралии, и мне это очень интересно". Раньше такого не было, чтобы актеры снимались параллельно в трех сериалах. А сейчас все так живут, очень много работают".
(КАКИЕ ЗАДАЧИ СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ КАК АКТРИСА)
"Чем дольше работаю, тем труднее отвечаю на такие вопросы. Роль позволяет что-то новое открыть в человеке. От этого меняется отношение к людям. И чем дольше играю в театре, тем легче оправдываю человека, какие бы поступки он ни совершал. Потому что работа над ролью требует выяснения причин поведения. И как только ты доходишь до выяснения причин, человек почти всегда вызывает сочувствие. Вот простой пример. Когда я только приехала в столицу, познакомилась с одной москвичкой. Меня страшно раздражало ее поведение. Не могла понять, почему она так живет, а не иначе. Я очень раздражалась, но была вынуждена с ней общаться. И когда я узнала и поняла, как она росла, кто у нее мама, какие обстоятельства в семье, как ее воспитывали, — все раздражение мгновенно исчезло. И уже много лет я ее обожаю. Она раздражает миллион моих подруг, а меня нет, потому что я все про нее знаю. Так же и театр. Это работа человеческой души, работа, которая тебя учит, делает из тебя человека, что самое ценное..."
("Новые известия", 25.03.11)