Mujuice - "Downshifting" ****

"Союз мьюзик". Релиз диска состоялся в марте.
Меня попросили написать "рецензию без намека на другие рецензии". Что ж, на момент написания этого текста я не читал ни одной рецензии на Муджуса, он же Роман Литвинов. Правда, при нынешнем развитии блогосферы никак невозможно было пропустить информацию о том, что журнал "Афиша" назвал "Downshifting" лучшим русскоязычным альбомом за последние пять лет (или как-то так), а Романа Литвинова сравнил с Виктором Цоем. После этого произошел кровопролитный виртуальный срач, напомнивший времена расцвета ЖЖ, а едва ли не каждый имеющий отношение к музыке сетевой знакомый счел своим долгом высказать собственное отношение к Муджусу и его пластинке. Кто-то слушает "Downshifting", как первый альбом Земфиры, и не может остановиться; кто-то нашел в его работе недостатки, за что публично извинился; кто-то смачно обругал дарование и попутно традиционно проклял молодое поколение. А теперь я делаю вид, что не видел всего этого, и остаюсь с пластинкой "Downshifting" один на один.
Роман Литвинов определенно открыл новую страницу, смешав то, что до него никому не приходило в голову объединять: электропоп с серьезными текстами, компьютерную музыку с трагизмом русского рока. Это звучит свежо: слегка утрируя, можно сказать, что до сих пор электроаранжировки либо служили делу развлечения и увеселения публики, либо были "вещью в себе", проходя по экспериментально-андеграундному ведомству. Написать для компьютерного альбома десять полноценных русскоязычных текстов представлялось делом бесполезным и бессмысленным — слова в подобного рода музыке, как правило, не несли смысловой нагрузки, поэтому могли произноситься на любом языке или служить лишь дополнительным звуковым эффектом. В "Дауншифтинге" тексты подробны и скрупулезны, хотя Муджус настолько не рвется в молодежные герои, что спродюсировал песни максимально антикоммерческим образом. Его хитмейкерский талант спрятан от случайного слушателя, на первый взгляд которого деление альбома на треки является условным: благодаря подчеркнуто отстраненному исполнению "Обещания" трудно отличить от "Приключений", а чтобы вслушаться в тексты, надо себя заставлять. Вокал Романа Литвинова тоже условен: на пение как таковое он в течение альбома не переходит ни разу, предпочитая что-то вроде шепота. Правда, в его случае эта манера, как ни странно, выглядит естественной, а не придуманной, как у Кая Метова. Но не пытайтесь повторить это дома: если спеть "Выздоравливай скорей" или "Кровь на танцполе" в полный голос, может получиться, без дураков, суперхит.
Да и вообще, чем больше слушаешь эту пластинку, тем лучше она тебе открывается. За монотонным шепотом проявляются отменные мелодии, на подкорку записываются фразы из песен, количество звездочек в оценке растет, в аранжировках слышатся лучшие достижения неоромантики 80-х и барабаны, как у Густава Гурьянова. Становятся понятны мотивы друзей, которые поставили альбом на "рипит" и не могут соскочить: даже если не обращать внимания на стихи и великолепную "Выздоравливай скорей", "Downshifting" практически идеально исполняет роль фона. Кстати, Виктор Цой — см. его ранние альбомы — на заре своей карьеры писал вполне аполитичные песни, гораздо больше интересуясь новой волной, чем социальной справедливостью. Это уже потом странный стук позвал его в дорогу. Позовет ли Муджуса?
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости